– Обычно я начинаю с того, что готовлю заготовки нужного размера, – рассказывает художник. – Как правило, отталкиваюсь от размера конвертов. Сейчас можно купить такие небольшие прозрачные пакеты. Покупаю оптом, но можно брать поштучно, где-то по пять тенге.
Итак, нам понадобятся: кусок плотной бумаги или картона, ножницы, клей, воображение, а также мелкие детали.
– Я всегда советую начинать с крупных элементов. Но сначала нужно выбрать основу – сейчас в канцелярских магазинах много различной бумаги. Потом просто реши, как будет открываться открытка, делай сгиб – вот и готова основа.
Дальше в ход могут пойти отрывки обоев, упаковочная бумага, страницы старых ненужных книг и журналов, вырезки и картинки, марки, календари, стразы, перья, пуговицы, ракушки, веревочки… В общем, все, что вам покажется подходящим.
– Лучше не следовать готовым линиям, если использовать элементы каких-то картинок. Под рукой хорошо иметь мусорное ведро, чтобы не было бардака. Я предпочитаю, чтобы аккуратность соседствовала с безобразием, так что какие-то детали для открытки из бумаги лучше не вырезать, а рвать.
Постепенно на заготовке возникает композиция. Лучше сразу придумать, какие детали в нее войдут. А приклеивать их уже тогда, когда все элементы подобраны. Сева предлагает учитывать сочетание теплых и холодных оттенков на одном изделии. Лучше все делать в единой гамме, добавляя какие-то детали контрастного цвета. Хотя концепция может быть какой угодно, ведь в творчестве важно получить удовольствие от процесса. Оказывается, для красивой и интересной открытки можно использовать даже то, что давно считалось мусором. Всегда есть какие-то предметы, которые уже вряд ли будут использоваться. Так, в дело могут пойти кружево от бабушкиного платья, оставшиеся с маминого выпускного бусины и другое.
– У мам всегда полно всяких вещей – кусочки ткани, тесьма. А в магазинах фурнитуры сейчас много разных интересных аксессуаров. Так что можно применять какие-то декоративные детали, используемые в шитье или создании бижутерии.
Необходимо держать под рукой вспомогательные материалы: зажигалку, чтобы не осыпались концы кружева или тесьмы, клеи различной фактуры, ну а профессионалы используют клеящий пистолет.
– Пистолет – электрический. Клеит расплавленной пластмассой, дело с таким “оружием” идет гораздо быстрее. Можно использовать и обычный ПВА, но пистолет работает чище и быстрее.
Для создания открытки понадобятся некоторые знания в области создания композиций: чтобы на ней не было слишком больших пустых мест или, напротив, нагромождения деталей. Лучше сначала размещать массивные элементы, а затем уже решать, нужны ли более мелкие дополнения.
– Вот у нас ракушка и пуговица. Если шнурок пустить между ними, то это станет символом движения от матери-природы к техногенному образу жизни…
– Сева, в процессе создания открытки может возникнуть целая история?
– Конечно, во время изготовления открытки может возникнуть целая философия. Создание такого арт-объекта – это уже арт-терапия.
При этом навыки создания открыток есть почти у всех: в школе мы рисовали и делали аппликации, украшали девичьи альбомы с песнями и стихами…
– Я еще люблю использовать такой ход, как создание дырок, – продолжает художник. – В этом случае можно использовать пробойник, который используют портные. Они могут объединить разрозненную композицию и добавят открытке воздушности. Иногда бывает, что вроде деталей много, цветов тоже достаточно, а чего-то не хватает. Тогда эти дырочки очень помогают.
Для создания открытки нужно не так уж много времени. А весь материал – приготовленный, но не использованный – уже манит новыми задумками! Ведь еще не все стразики наклеены, не все ракушки приспособлены, не все перья удалось уместить! Когда открытка готова, остается только аккуратно упаковать ее в конверт. Сева Демидов считает, что именно этот штрих делает композицию завершенной.