Артист-авантюрист

Павда, на майский кинофестиваль “Звезды Шакена” Александр Мохов прилетал не только как почетный гость и звезда российских телесериалов. С 2006 года он ищет себя в качестве режиссера. В Алматы Мохов представил две свои картины – “Песочный дождь” и “Учитель в законе”.

Счастье – это стечение обстоятельств!

– Александр, как вам, провинциалу с Дальнего Востока, удалось попасть сразу на третий курс ГИТИСа?

– Счастье – это вообще стечение обстоятельств! Кого-то отчислили из института, кто-то ушел в армию, и освободилось несколько мест. Мне, конечно, повезло, но было тяжело: мне пришлось в течение года сдавать экзамены по трем пропущенным годам! В любом случае я не жалею: было интересно.

– Вы продолжаете принимать участие в постановках сразу трех театров: МХАТа, “Табакерки” и Александринского?

– Можно сказать, что так и есть. В Александринке я исполняю роль Эдипа в “Царе Эдипе”, во МХАТе пока не играю, хотя и просят сыграть в спектакле “Лес”. В “Табакерке” ставлю спектакли. У меня много кино- и театральных проектов, хочу на чем-то одном сконцентрироваться.

– А что насчет преподавания в Школе-студии МХАТ, не забросили это занятие?

– Я преподавал восемь лет. Но студентам надо очень много своего времени отдавать, иначе они будут обманутыми, этому меня учил Олег Павлович Табаков, мой педагог. Когда будет меньше амбиций, день и ночь буду проводить со студентами. Думаю осуществить это ближе к пенсии.

“Дурак, конечно. Ну какой уж есть”

– Вы действительно выбирали между цирковым и театральным училищем?

– Когда-то я мечтал поступать в цирковое, но кому был нужен парень с Дальнего Востока в Московском цирковом училище? В то время там конкурс был больше, чем в театральный! У меня все в жизни происходит случайно: я поступил в Иркутское театральное училище, приехал в Москву, попал в ГИТИС. Видимо, судьба. Я вообще фаталист по жизни!

– Театральный гуру Олег Табаков сказал о вас как о человеке, который мог бы сбежать в Америку. Вы согласны с такой характеристикой?

– Да, но есть еще вторая половина этого высказывания: “Всегда сам подгоняет и торопит лошадь своей судьбы”. Совершенно не умею сидеть на месте, не умею отдыхать. Надеюсь, что моей энергии хватит на многое. А что касается Америки, то я там был: да, хорошая страна, но мне нравится Россия! В понимании Олега Павловича я авантюрен. Ну, конечно, если человек почти в 45 лет полез под купол цирка!.. Даже Максим Юрьевич Никулин (директор Цирка на Цветном бульваре. – Прим. авт.) сказал, что это нереально, что тянет на рекорд Гиннесса. В цирке я сделал стойку на одной руке под куполом. Нет, не хвалюсь, просто мне было самому интересно это проверить. Дурак, конечно. Но в этом и есть весь мой авантюризм.

– Раз уж речь зашла о цирке, какой трюк показался вам наиболее сложным?

– Я не совру, если скажу, что все трюки были сложными, потому что я начинал с нуля во всем: в жонглировании, на трапеции – это когда ты летаешь под куполом на высоте 20 метров, в работе с дикими животными. Кстати, я не знал, что обезьяны и медведи считаются самыми опасными животными в цирке, а вовсе не саблезубые тигры и львы. Как ни странно, самым сложным цирковым жанром является классическая клоунада.

Режиссер чуть матом не обложил

– Смотрите ли вы сами российские сериалы?

– Смотрю либо в поезде, либо в самолете – я имею привычку набирать диски с сериалами и фильмами и возить их с собой. В телевизионном формате – одни требования к построению кадра, плана, в кинозале – другие. Но если говорить о качестве как о содержании сериалов, то, например, “Штрафбат” или “Идиот” – очень достойные телевизионные продукты.

– Как вы относитесь к экспромтам на съемочной площадке?

– Я отношусь замечательно, как показывает даже мой личный опыт, – это самые интересные моменты во время съемок. Помните фильм “Серые волки” (1993) об отстранении от власти Никиты Хрущева? Мы играли влюбленную пару с Александрой Захаровой, я забежал как-то в палатку и сделал такое зверское лицо. Меня режиссер чуть матом не обложил, но именно этот живой момент включили в фильм! Я обожаю, когда сам выступаю в качестве режиссера и мои актеры “хулиганят”, импровизируют на площадке. Вообще найти своего актера и режиссера – большая редкость и счастье, только тогда что-то рождается. Вот сейчас я снимался у Гарика Сукачева, мы не могли сказать ни "мотор", ни "стоп", потому что все время смеялись!

– Вы можете припомнить лучшую и худшую роль в кино?

– В любую работу прыгаешь всем сердцем, иначе зачем этой профессией заниматься? В фильме “Две судьбы”, может, мое деревенское прошлое подсказало, что нужно там сниматься. В этой картине я вырос от тракториста до члена ЦК КПСС. Мы выложились и в награду получили признание по всей России. Бывает, что сценарий написан гениально, а артисты и режиссер не работают на пределе сил, и тебе становится стыдно потом за эту работу. Когда вам говорят, что идут сниматься ради денег, в этом есть некое лукавство – если материал никакой, то актер не пойдет даже за высокий гонорар! Конечно, если он совсем с голоду не умирает.

Любовь к женщине – хорошо. К мужчине – тоже

– Какой реакции ожидаете от показа первых фильмов, в которых вы дебютировали как режиссер?

– Мне прежде всего интересны мнения, которые вызывают эти фильмы. Причем любые мнения. Только так можно объективно понять, на какой планке ты стоишь. Свой фильм “Песочный дождь” я уже показывал друзьям, он вызвал спорную реакцию.

– Какой мессидж вы пытаетесь донести до зрителя с помощью своих фильмов?

– Я снимаю фильмы о любви, о любви в разных ее проявлениях. О любви к ближнему, к женщине, к мужчине, к матери, к родине, к Богу.

– Вы в Алматы впервые, каких впечатлений набрались?

– Да, я действительно ни разу здесь не был, зато так много слышал об этом городе! Знаете, Алматы – вправду замечательный, красивый город. Видно, что идут крупные капиталовложения. Если меня на следующий год сюда пригласят, то с удовольствием еще раз приеду!

Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)