Аршином общим Россию не измерить

Окончание, начало см.здесь.
Медведев также попытался объяснить процессы, происходящие внутри России. Это касалось вопросов внутреннего политического устройства страны, отношения государства к СМИ и неправительственным организациям, функционирующим в России.
Запад время нахождения у власти Путина ассоциирует с усилением влияния государства во всех без исключения сферах российской экономики. Исходя из постулата, что влияние государства должно быть ограничено обществом, западные аналитики делают свой вывод: Россия стала менее демократической, а свободы людей нарушаются в силу неконтролируемого со стороны общества усиления влияния государства.
Фактически Россия отстаивает свою точку зрения на демократические процессы в обществе. Медведев практически охарактеризовал, как современная Россия воспринимает демократические ценности, как к ним относится, и как собирается их в дальнейшем развивать.
Тем самым, Москва стремится доказать Западу, что подходы к демократии могут быть разными с точки зрения ментальности и привычки поведения населения той или иной отдельно взятой страны. На сегодняшний день, как правило, европейцы довольно скептически относятся к стратегии развития демократии, принятой в России. Они считают принципы демократии универсальными, а любой отход от них - потенциальным стремлением российского руководства установить диктатуру.
Ликбез Медведева
Как заявил российский президент в Берлине, "к сожалению, все еще присутствует недопонимание, а подчас и просто искаженное представление о развитии демократии в России".
Подчеркнув свою приверженность совершенствованию политической системы и развитию институтов гражданского общества, он прочитал ликбез для западных слушателей по вопросам демократических преобразований в России.
В России, как полагает Медведев, прошли путь от множества мелких партий-однодневок, партий одного лица до создания крупных, влиятельных и ответственных партийных организаций. "Разумеется, этот процесс еще не завершен, - сказал он, - но оптимизм внушает то, что уже два созыва четыре таких партии представляют в Госдуме интересы своих избирателей".
По мнению Дмитрия Медведева, сегодняшнее состояние политической системы в России полностью отвечает нормам международного права, ценностям демократии и потребностям российской политической системы.
Причем, главным критерием демократичности российский президент назвал ужесточение ценза прохода в Госдуму. Предполагается, что чем выше этот ценз, тем больше вероятность прохождения в парламент партий, пользующихся большой поддержкой со стороны избирателей.
Такого рода ликбез со стороны Медведева припоминает диспуты с иностранными журналистами, популярные со стороны его предшественника Путина. Мол, Запад имеет свои ценности и критерии демократичности, тогда как Россия имеет право на свои.
Правда, не во всех своих высказываниях и нынешний, и бывший российские президенты точны и бесспорны.
СМИ должны быть свободны
Складывается впечатление, что Медведев с западным сообществом говорят на разных языках. В некоторых своих утверждениях и Медведев, и западное сообщество едино: да, свободу слова необходимо защищать, и чем эффективнее такая защита, тем лучше для общества.
"Я абсолютно согласен с тем, - продолжал Медведев, - что свобода средств массовой информации требует защиты. Несколько лет назад такая защита требовалась от прямого порабощения этих средств массовой информации частными компаниями, сейчас - от посягательств административного аппарата на разных уровнях".
В то же время Медведев отметил, что сегодня мир стоит практически на пороге полной свободы СМИ, в первую очередь благодаря технологическому прогрессу и растущим возможностям интернета.
Он, в частности, привел в пример то, что в 2000 году число пользователей интернета в России составляло всего около 3 миллионов человек, а в прошлом году их было уже 30 - 35 миллионов.
"Такая ситуация выдвигает на первый план уже не просто идею свободы средств массовой информации, - отметил Медведев, - ибо такая свобода уже гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями, их никто не может перекрыть, а проблему сохранения в этом информационном пространстве нравственных и культурных ценностей".
Такая ситуация, по его мнению, сложилась сейчас не только в России, но и во всем мире, что представляет собой серьезный вызов. В то же время, по словам президента, современное телевидение должно быть независимым, но при этом ответственным и правдивым, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.
НПО за наши деньги
Российский президент считает, что неправительственные организации должны финансироваться национальными правительствами, в меньшей же мере - из-за границы. "Вплоть до 2006 года они в основном финансировались из-за рубежа, - подчеркнул Медведев. - Не думаю, что какая-либо развитая западная страна могла допустить такое же тотальное вложение внешних капиталов в свой третий сектор. Поэтому мы приняли решение о выделении собственных средств для поддержки российских структур гражданского общества".
При этом он отметил, что в России в деле финансирования неправительственных организаций все большую роль играет государственный бюджет.
Вместе с тем, по словам Медведева, Россия заинтересована в том, чтобы появлялось как можно больше неправительственных организаций, занимающихся вопросами местного самоуправления, укреплением толерантности и межнационального согласия.
Нельзя не заметить
Россия сталкивается с большими проблемами в деле построения демократии и совершенствования политической системы. В частности, это касается вопроса монополизации политического поля со стороны политических партий, однозначно поддерживающих стратегический курс нынешнего российского руководства. Реальной оппозиции, предлагающей альтернативные пути развития страны, на политическом поле не видно.
К примеру, КПРФ уже давно стала партией Зюганова. С одной стороны, коммунисты опасаются выдвигать другого лидера, кроме Зюганова, из опасения остаться вообще без поддержки в обществе. С другой стороны, нынешний лидер партии катастрофически быстро теряет доверие в обществе. В частности, из-за беззубости и конформистской политики, которую он ведет внутри и вне КПРФ.
Либерально-демократическая партия России была, есть и будет партией одного лидера - Владимира Жириновского. В случае потери данного лидера, партия может быстро исчезнуть с политического поля России.
"Справедливая Россия" Сергея Миронова в меньшей мере зависит от личности своего лидера, но в большей степени зависит от ее лояльности по отношению к нынешним российским властям. Можно предположить, что в случае потери поддержки со стороны Кремля, партия не сможет действовать самостоятельно и найти свой электорат.
На "Единой России" держится нынешний российский парламентаризм. Ее фракция является доминирующей, и она одна способна принимать решения без поддержки со стороны трех других партий. Правда, следует признать, что "Единая Россия" еще не прошла испытание реальной политической конкуренцией. В условиях, когда против нее выступит организованная оппозиция, трудно ожидать тех результатов, которые она получила в ходе парламентских выборов в России в конце прошлого года.
Медведев прямо указывает, что раньше в России СМИ порабощали частные компании, а теперь - чиновники. В данной связи уместно сказать, что чиновничий произвол в России появился не спонтанно. Схема функционирования государства по схеме государственного капитализма, которая в течение последних лет внедряется в России, как раз подразумевает резкое усиление административного ресурса в общем, и стремление чиновников подмять под свое влияние СМИ в частности.
Причем, ответственность и правдивость СМИ российским руководством трактуется как лояльность тому курсу, который проводится в России в последние 8 лет. Под "ответственностью" нынешнее российское руководство понимает поддержку нынешней стратегии развития России. Под "правдивостью" - поддержку той идеологии, которая выработана Россией в последнее время. Если все остальные российские СМИ считать безответственными и лживыми, то перспективы появления в ближайшее время в России реальной оппозиции, и ее главных инструментов влияния на общество практически равны нулю.
Стратегия развития неправительственных организаций в России вызывает множество вопросов. Первый блок вопросов касается схемы финансирования НПО. Во многих странах мира достаточно много НПО, финансируемых из других стран. Это не мешает им выполнять свои функции, а правительства не испытывают комплекса неполноценности от того, что они получают деньги из других стран. Второй блок вопросов касается возможности финансирования НПО российским государственным бюджетом. Сама характеристика НПО как неправительственных организаций фактически исключает возможность их финансирования со стороны бюджета. Поэтому надо четко разделить бюджетные организации и неправительственные организации. И смешивать эти понятия просто нельзя.
Резюме
Можно понять опасения России по поводу расширения НАТО на Восток и размещения элементов ПРО в Чехии и Польше.
Нет ничего предосудительного в том, что Москва стремится принципы ООН сделать универсальными, а саму конструкцию миропорядка логичной и оправданной.
Но, с другой стороны, у России довольно много проблем внутри страны. Выстраивая внутреннее устройство в стране по своему разумению, легко перегнуть палку и вместо демократии получить однообразную политическую массу. Вместо усиления управляемости страной - тотальный и неконтролируемый чиновничий произвол.
Вместо свободы слова кашу из однообразных СМИ, старающихся за счет литературно-критической эквилибристики угодить всем и вся.

Фото с сайта http://www.dni.ru

Автор: Olga Borissova