Армейская каша: мясные пайки больше у собак, чем у людей

Как солдата накормишь – так он и служить будет. Заметим, это не мы придумали. Сегодня меню казахстанского военнослужащего зависит от фирмы, выигравшей тендер. Но здесь как раз и зарыта собака! Один из последних тендеров на миллиарды тенге решением суда Астаны признан несостоявшимся – слишком много было нарушений. И все бы так и осталось “военной тайной”, да только кашу из топора не сваришь!

“КАРАВАН” решил разобраться, наедаются ли наши служивые и почему ежедневные мясные пайки для служебных собак больше, чем для людей?

Как женщина, я службу в Вооруженных силах всегда считала испытанием на выносливость. Служили мои братья, дяди, друзья, одноклассники, коллеги… Из их рассказов больше запомнилось “упал – отжался”, длительные марш-броски и своеобразная армейская кухня – каша из перловки да жидкий супчик. Слышала я и воспоминания о марш-бросках по степи, когда солдаты питались подножным кормом. Думала, что все это осталось в прошлом. Ведь расходы на содержание нашей армии растут ежегодно, речь идет о миллиардах тенге, да и много говорится об имидже казахстанской армии… А тут вдруг неожиданно выяснилось: питание военнослужащих стало яблоком раздора и, не исключено, кормушкой для отдельных лиц. Будет ли армейский супчик с жирком или хлебать служивому пустые щи – на совести тех, кто проводит тендеры, а также организаторов услуг питания – предпринимателей.

Миллиарды на “блюдечке”

Но обо всем по порядку. 12 мая 2015 года в Главном управлении материально-технического обеспечения (ГУМТО) министерства обороны РК состоялся тендер способом закрытых процедур по организации питания личного состава Вооруженных сил и служебных собак на 2015–2017 годы. Любому человеку, даже далекому от армейской кухни, априори понятно, насколько важно для заявителей-предпринимателей  победить в этом тендере. Ведь это постоянные рабочие места на ближайшие годы, стабильный заработок, ну и имидж, в конце концов. А теперь, внимание, сумма, которая стояла на кону: 4 миллиарда 795 миллионов 975 тысяч 500 тенге (61 лот). И это только на семь месяцев 2015 года!

Но если вы думаете, что участвовать в таком тендере может любой владелец “асханы” или чебуречной, то заблуждаетесь. К конкурсантам предъявляются особые требования. Прежде всего, они должны иметь “секретный” допуск КНБ. Простым языком – вместе со своим персоналом быть надежными и отвечать целому списку требований. Ведь работа ведется в закрытых воинских частях, и за их территорию не должна просочиться никакая информация. Тот, кто берет на себя такую важную миссию, должен иметь опыт по поставке продовольствия в воинские части, уметь рассчитывать калорийность и выход готовых блюд и другие тонкости. Много ли таких предпринимателей найдется по стране? Думаю, единицы!

В майском тендере приняла участие 41 компания, большинство – с огромным опытом по организации питания. Но удача улыбнулась только 14. Понятно, обиженные и недовольные найдутся всегда. Но вот парадокс: в данном случае за бортом оказались компании, которые по 8, 10, а то и 15 лет кормили казахстанскую армию, высший офицерский состав. И, заметим, все были сыты и довольны. Несмотря на свой “особый статус”, молчать предприниматели не стали и вынесли сор из избы – обратились с заявлениями в комитет финансового контроля министерства финансов, военную прокуратуру и, само собой, к министру обороны.

О том, в каких условиях проходил тендер, мы узнали из заявлений проигравших. “При участии в конкурсе у нас в принудительном порядке были изъяты на временное хранение все средства связи, камеры, сумки и даже ручки, вследствие чего у нас отняли возможность произвести аудио- и видеозаписи конкурса, – цитируем заявление директора одной из компаний. – В нарушение Правил государственных закупок секретарем конкурса не были оглашены конкурсные заявки поставщиков в полном объеме. Оглашены только названия фирм и номера лотов. Предложение о таком ограниченном оглашении содержания конкурсных заявок поступило со стороны председателя конкурсной комиссии Зекенова Б.”.

Тендер – не в службу, а в дружбу?

Комитет финансового контроля министерства финансов рассмотрел обращения потенциальных организаторов услуг и провел свою проверку по вопросу соблюдения требований законодательства о госзакупках. Установлены многочисленные нарушения, повлиявшие на итоги тендера. В результате были возбуждены административные производства в отношении руководства Главного управления материально-технического обеспечения и членов конкурсной комиссии. Постановлением специализированного межрайонного административного суда Астаны ответственные за тендер, который вышел комом, подверглись штрафу в размере 100 МРП – около 200 тысяч тенге.

Мы тоже запросили в комитете финконтроля результаты проверок. Уж больно хотелось знать, какую кашу заварили в министерстве обороны с этим тендером. Ведь в итоге, как мы и предполагали, пострадали солдаты! Но об этом чуть позже. Как следует из официального ответа, “в ходе проведенного контроля выявлены нарушения законодательства о госзакупках, выразившиеся в неправомерном отклонении от участия в конкурсе конкурсных заявок нескольких потенциальных поставщиков, в неправомерном допуске к участию некоторых поставщиков, установлении в конкурсной документации к потенциальным поставщикам квалификационных требований, не предусмотренных законодательством РК о госзакупках”.

Кроме того, инспекции комитета провели встречный контроль в войсковых частях – как там организаторы питания справляются со своими обязанностями. Оказалось, и здесь не все гладко.

В итоге комитет финконтроля подал исковое заявление в специализированный межрайонный экономический суд города Астаны о признании договоров о госзакупках недействительными.

– Для чего нужен был весь этот спектакль с тендером, нетрудно догадаться! – единодушны пострадавшие предприниматели. – Мы хорошо знаем другу друга. И очень удивились, когда в числе победителей оказались фирмы, которые ранее не занимались организацией питания, а только поставляли вещевое довольствие или вовсе занимались строительством.

Возмущения людей понятны. Одно дело – поставлять берцы, другое – накормить сотни молодых здоровых парней вкусно, сытно и безопасно! Но вот в минобороны на наш официальный запрос сообщили: такие фирмы в конкурсе не принимали участие. А может, это просто “военная тайна”?

Грызи, солдат, “ножку Буша”

В распоряжении редакции оказались фотоснимки, сделанные на кухне военно-клинического госпиталя Алматы сразу после того, как здесь стали хозяйничать победители тендера. На одной из них блондинка с длинными волосами – без поварского колпака и другой спецодежды – накладывает еду. Того и гляди, длинные локоны попадут в тарелку с супом. На следующем снимке продукты, которыми должны накормить солдат, свалены в кучу на кафельном полу. На другом – жирные куриные окорочка (“ножки Буша”, которые запрещены), предназначенные для солдат. Военные должны есть местную курятину, а не ту, что приплыла к нам за тридевять земель и неизвестно чем напичкана.

Алматинка Айсара МЕДЕУОВА в системе министерства обороны работает с 2007 года. До мая 2015 она и другие сотрудники ТОО “ЖанХан Коммерц” кормили военнослужащих того самого госпиталя.

– Нас просто выкинули из тендера – что тут говорить! – возмущается женщина. – 14 фирмам, выигравшим тендер, распределили все воинские части по Казахстану. На одну фирму пришлось по 10 частей. Теперь представьте: фирма находится в Караганде, а выиграла тендер в Уральской, Актюбинской областях, на Балхаше – военные части у нас разбросаны по всей стране. Как она может за всем уследить? С 1 июня новые организаторы приступили к работе. Мы общаемся между собой и хорошо знаем ситуацию. Командиры войсковых частей промолчали, а ведь многие солдаты сидели на сухом пайке, потому что фирмы не успевали их кормить. 1 июня был сорван завтрак в некоторых частях. Вместо моей компании в госпиталь пришли сотрудники фирмы “Инвест строй Комплект”. Они не справлялись с работой, раздавать блюда было некому. Сотрудники столовой работали без формы, санитарных книжек, спецдопуска. У них вообще не было продуктов, хотя по договору на складе должен храниться десятидневный запас.

– В протоколе конкурса по моей фирме написали, будто у меня не хватает работников, из-за чего и отстранили от конкурса! – продолжает Айсара Медеуова. – Оказалось, у выигравшей тендер фирмы работники значились лишь на бумаге! Они сразу начали уговаривать моих поваров перейти к ним на работу, в итоге ушли четверо. Сейчас столовую сдали в субаренду. Но по закону этого делать нельзя. Субаренда возможна, если при участии в конкурсе заявитель показывает субарендатора, его возможности. Но в конкурсной документации эти фирмы не были указаны.

"Нас не слышат…"

Исполнительный директор ТОО “Триумф” Сауле САРТАЕВА рассказала, как ее фирма тоже оказалась за бортом:

– Питанием я занимаюсь 15 лет. Работала в Генеральном штабе, кормила высший офицерский состав, прошла повышение квалификации в США. Естественно, к тендеру мы готовились основательно, участвуем не первый раз. Вот уже несколько месяцев добиваемся справедливости, чтобы конкурс провели честно и прозрачно. Прошли суды, по ним имеются решения в нашу пользу. В частности, экономический суд Астаны удовлетворил все требования комитета финансового контроля и наши в том числе.  До нас дошла информация, что фирмы работают с замечаниями и были оштрафованы судом, а страдают солдаты, курсанты военных училищ. На одних макаронах да крупах далеко не уедешь… 18 января 2016 года был объявлен очередной конкурс по организации питания в нескольких войсковых частях, но нам даже приглашения не прислали!

Толеутай КАРИМОВ из Караганды тоже не скрывает эмоций:

 – Это беспредел! Я с 2004 года участвовал в тендерах. Мы пишем жалобы и дальше будем писать, но нас члены конкурсной комиссии не слышат, хотя все факты давно налицо! Зачем тогда Закон о госзакупках?

А в меню собак даже конина!

В Интернете мы нашли ролик, как сотрудник одной из воинских частей показывает оператору ежедневный паек солдата. В нем есть и овощи, и фрукты, и мед, и кефир, и молоко, и соленые хрустящие огурчики. Что это – чистой воды пиар? Или действительно солдат кормят разнообразно, заботясь об их весе, гемоглобине и сахаре в крови?

Тогда как быть с тревожными сообщениями от матерей, чьи дети проходят срочную военную службу в частях под Карагандой, Актобе? По телефону мамы рыдали в трубку и жаловались, что дети недоедают. Просили разобраться, но называть воинские части категорически отказались – вдруг каким-нибудь образом “вычислят” жалобщиков?

Мы надеемся, что после этой публикации МО обратит особое внимание на указанные “точки на карте”. Ведь, согласитесь, дыма без огня не бывает!

На наш официальный запрос министерство обороны прислало список продуктов полного войскового пайка. Вот так это выглядит на бумаге. В день на 1 человека положено: хлеб пшеничный из муки I сорта – 350, из обогащенной муки I сорта – 400 г, мука пшеничная I сорта – 10 г, крупа гречневая I сорта – 30 г, крупа овсяная высшего сорта – 10, крупа перловая I сорта – 10, крупа пшенная высшего сорта – 10, крупа ячневая I сорта – 10, крупа рисовая высшего сорта – 30, бобы (фасоль, горох) I сорта – 10, макаронные изделия высшего сорта – 35, мясо говядина I категории – 200, мясо куриное I категории – 30, колбаса полукопченая высшего сорта – 20, рыба потрошеная без головы – 120 г, яйцо куриное – 1 штука. А также молоко коровье – 90 мл, кефир – 60 мл, сметана – 30 мл, творог – 30 мл, сыр сыжучный твердый – 35 г, масло коровье – 40 г, масло подсолнечное – 40, сахар-песок – 70, мед пчелиный – 20, чай черный высшего сорта – 2, соль пищевая йодированная – 20, картофель свежий – 420, капуста белокочанная – 130, свекла свежая – 40, морковь свежая – 95, лук репчатый свежий – 65, чеснок свежий – 5, свежие огурцы и помидоры по 50 г, перец сладкий свежий – 20 г, зелень (лук зеленый, укроп, петрушка) – 20 г, сок овощной – 90 мл, фрукты свежие (яблоки, бананы, апельсины) – 200 г, фрукты сушеные (изюм, курага, чернослив) – 20 г, сок плодово-ягодный – 90 мл. Также в период авитаминоза – с декабря по май – военнослужащим должны выдавать поливитаминный препарат  – по одному драже в день. Таким образом, общая калорийность дневного пайка – 4 320 килокалорий.

Мы специально не пожалели места и привели полный перечень продуктов, опустив только специи. Понимаем, могут быть вариации в гарнирах, салатах. Но в целом солдатское меню, как вы поняли, должно быть разнообразным и полезным! Так что мамам, командирам воинских частей стоит ознакомиться с ним внимательно – а вдруг и правда солдаты недоедают?

Мы также запросили рацион служебных собак, ведь их питание тоже разыгрывается путем конкурса. Желающих кормить братьев меньших также немало.

Итак, взрослой собаке положено 600 г овсяной, пшеничной крупы, мяса I категории или – внимание! – конины – 400 г или 1 000 г мясных субпродуктов I категории, 13 г животных жиров, 150 г свежего картофеля, по 50 г свеклы, капусты и моркови, 15 г поваренной соли, комплексные поливитаминные и минеральные пищевые добавки –15 г. Щенки до шестимесячного возраста в день получают 40–300 г овсяной муки, пшена, мяса первой категории или конину – 20–200 или мясные субпродукты – до 500 г, молока 150–500 мл, творога жирного 20–100 г, 4 яйца в неделю, 10 г жиров, 100 г свежего картофеля, 30–150 г свеклы, 3–10 г соли, поливитаминов и пищевых добавок 5–10 г.

Конечно, Рекс или Мухтар вряд будут писать куда-то жалобы, если вдруг недополучают конину или свежие овощи. Но мы считаем своим долгом донести и эту информацию до сотрудников воинских частей.

После скандала с тендером напрашивается еще один вопрос: кто контролирует качество продуктов и питания в Вооруженных силах РК? Как оказалось, это прерогатива санитарно-эпидемиологического отделения Главного военно-медицинского управления и ветеринарно-санитарного отдела управления начальника тыла Вооруженных сил Казахстана. Ежедневный прием пищи проверяют дежурный по части, фельдшер, начальник продовольственной службы, заместитель командира по тылу, еженедельно – командир части, его заместители. А на местах за калориями и выходом блюд следят представители военной полиции, военной прокуратуры и ряд структур министерства обороны. По сути, военные контролируют сами себя!

Контрактники: “Дома так не кормят”

Мы, журналисты, с удовольствием взяли бы на себя эту функцию, да только не можем вот так взять и зайти в столовую военной части. Нужно спецразрешение – объект-то режимный. Но в одну из частей, что расположена в Алматы, все же попали. В части № 61993 аэромобильных войск нас провели в столовую. В меню – мясо, овощи, крупы, гематоген, мед, фрукты, все рассчитано по граммам и по калориям. Здесь завтракают, обедают и ужинают военнослужащие-контрактники, заступившие в наряд. Интересуюсь: хватает ли продовольствия?

– Некоторые шутят: дома так не кормят, – говорят военные.

И демонстрируют нам свой завтрак: тушеное мясо с кашей ячневой, яйцо, сыр, масло, хлеб, колбаса, мед, сметана, молоко, чай.

– У нас служат военные по контракту, и у всех уже глаз-алмаз: сразу видим, сколько граммов порция, 230 или 250, – рассказывает начальник продовольственной службы старший лейтенант Мейрамбек МАХАШЕВ. Положено 260 граммов мяса, но можно попросить и добавку. Наши военные точно не голодают.

Интересуюсь: а если супчик вдруг окажется слишком жидким?

– Мы не церемонимся, сливаем десять порций, смотрим и составляем акт, чтобы завтра это не повторилось, – говорит заместитель командира по воспитательно-идеологической работе подполковник Серик СЕИТБАЕВ. – Мы люди опытные, это молодежь, может, и побоится жаловаться… Я был на американской базе и скажу: у нас блюда качественнее, вкуснее, чем там. В Америке больше готовят полуфабрикаты, и, если честно, я мечтал о нашем хлебе и мясе. Американские солдаты пьют слишком много кока-колы, полнеют, а у нас сок и чай. Когда иностранцы приезжают к нам, они в восторге от нашей еды. После них тарелки можно не мыть…

Военная часть, в которой мы побывали, показательная, о ней мы слышали только хорошие отзывы, чему бесконечно рады. И нам, Имангали Нургалиевич, очень бы хотелось, чтобы так же о питании в своих частях отзывались все казахстанские военнослужащие. А их мамы перестали бы звонить и умолять нас провести журналистское расследования. Впереди еще множество тендеров по организации питания личного состава Вооруженных сил и служебных собак. Хотелось бы, чтобы вы взяли их под свой личный контроль. Ведь речь идет о миллиардах тенге и, в конце концов, безопасности нашей страны! Ну а мы все-таки рассчитываем попасть в войсковые части, что находятся в глубинке…

Алматы