На происходящую трансформацию медиа влияют многие факторы: развитие технологий, и как следствие, изменение предпочтений аудитории, перераспределение рекламных бюджетов, глобализация и выход на рынок новых игроков. Что делает в Казахстане государство для развития медиа? Как менеджеры ведущих медиа оценивают изменения, происходящие в рынке и чему нужно учиться медиа специалистам, чтобы быть востребованными в будущем? – эти и многие другие вопросы обсуждаются участниками конференции.
Работа идет в рамках трех площадок: дискуссионной, презентационной и мастер-классы.
В рамках дискуссионной панели на тему «Медиа в эпоху перемен» выступили такие известные люди, как Председатель комитета информации и архивов МКИ РК Болат Кальянбеков, Генеральный директор АО «Коммерческий телевизионный канал» Арман Шураев, Главный редактор Zakon.kz Ержан Сулейменов, Руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев, Гавный редактор газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров и Главный редактор «Московские новости» (Россия) Александр Богомолов.
Досым Сатпаев отметил факт осознания государством своих ошибок в информационном пространстве страны:
- Государство поняло свою ошибку. Оно теряет контроль над информационным полем. Впервые прозвучали такие слова, что надо менять государственную политику. Но опять, речь идет о конкурентоспособности государственных СМИ. И что самое интересное, тот же Марат Тажин заявлял, что акцент надо делать на пропагандистскую работу этих СМИ.
Однако если хотите делать рейтинговые телеканалы, то нужно их делать не за счет пропаганды, а за счет развлекательного контента. Власть сама загнала себя в тупик. Ни одна пропаганда, тем более некачественная не сможет вытянуть телеканалы на определенный уровень, - считает он.
Сатпаев добавил, что любая пропаганда должна иметь идеологическую основу. СМИ не разрабатывают идеологию, этим занимаются госструктуры. Именно госструктуры определяют правила игры везде, в том числе и информационной среде.
По его словам государство осознало, что нужно что-то делать, но оно не знает куда двигаться и как двигаться.
- Вопрос можно переформулировать: «Что нужно делать госструктурам, что бы информационное поле нашей страны было не только конкурентоспособным, но и перспективным?», - заключил он.
Спикеры затронули и вопрос о вмешательстве государства в работу частных телеканалов. К примеру, у Армана Шураева спросили его мнение о запрете на показ иностранных телесериалов на отечественном телевидении и, лоббирует ли он такие инициативы.
- Нет особой нужды лоббировать запрет показа иностранных телесериалов на казахстанском телевидении. Но я считаю, что в среднесрочной перспективе это очень правильное решение. К примеру, взять Турцию. В конце восьмидесятых они запретили показ иностранных телесериалов, в итоге сейчас полмира смотрит их сериалы. Нам на сегодняшний день покупать иностранный контент в десять раз дешевле, чем производить свой. Но эту разницу государство должно, через госзаказы дополнять телеканалам. К сожалению этого не происходит, - ответил Шураев.
По мнению генерального директора одного из ведущих частных телеканалов Казахстан способен производить качественный и серьезные контент, который мог бы конкурировать на международной арене.
- Многие наверное видели или слышали о телесериале «Касым». Раскрою небольшую коммерческую тайну – Эстония купила показ сериала за 200 тысяч евро. Наши сериалы могут конкурировать с иностранными. Но такие случаи пока единичны и этот сериал скорее исключение из правил, чем тенденция, - заключил он.
Относительно развития интернет медиа в эпоху перемен главный редактор Zakon.kz Ержан Сулейменов сказал, что это один из самых динамично развивающихся на сегодня направлений. Однако полностью сместить телевидение ему не удастся.
- Телевидение не умрет, оно может перейти на другой носитель (в интернет, показы на заказ и т.д.). Любое медиа сильно зависит от денег, которые приходят на рынок. Мы видим, что рекламные бюджеты, которые приходят в интернет увеличиваются. Однако эти деньги не позволяют перейти сайтам к генерации стопроцентно оригинального контента. Но по статистике мы видим, что читатели не идиоты. Они больше читают редакционные материалы, аналитику, мнение экспертов, - сказал он.
- Рынок ждет, что к нему зайдут крупные рекламодатели. Но этого не происходит, потому что многие бренды сомневаются в эффективности интернета в Казахстане, сомневаются в прозрачности трафиков.
Относительно цензуры в СМИ Сулейменов отметил, что информационные порталы в полной мере и более оперативно описывают ситуацию в стране, не скрывая многих фактов, в отличие от телеканалов.
- Для того чтобы быть в тренде и привлекать аудиторию в интернете нужны оригинальные материалы. Они всегда пользуются спросом. Люди хотят мнения профессионалов для того, чтобы принимать какие-то решения взвешенно, учитывая разные точки зрения, - заключил Сулейменов.
В рамках Медиа Курултая проходят дискуссии на разные темы. Это и внедрение цифрового телевидения и будущее деловой журналистики. Руководители СМИ рассказывают о необходимом контенте и направлении, в котором нужно работать. Представляют свое видение развития информационного поля страны. Конференция поделена на различные секции и темы где каждый найдет и подчеркнет много интересного и полезного.