Архивные документы о работе североказахстанских прокуроров пожелтели от времени. Листая эти говорящие хроники, ловлю себя на мучительном ощущении, когда нет сил определить свое отношение к происходившему. Смешанные чувства… Поэтому только цитаты.
“Прокурор Ленинского района (ныне Есильский. – Прим. автора) привлек к уголовной ответственности крестьянина-бедняка А., который, узнав о том, что ему принесли повестку из военкомата, убежал из дому, прятался в соседнем селе, а перед этим, придя к реке Ишим, снял с себя всю одежду, бросил на берегу, тем самым инсценировав, что утопился. Обман был раскрыт, и за уклонение от призыва он был предан суду Военного трибунала”.
“Прокурором Пресновского района к уголовной ответственности был привлечен крестьянин-середняк К., 1918 года рождения. Когда проходил медицинскую комиссию для призыва в действующую армию, симулировал заболевание, но врачи все же поставили ему в военном билете отметку “годен”. Но он уничтожил эту отметку. За уклонение от призыва крестьянин был предан суду”.
“В ноябре 1941 года преданы суду директор Московского института землеустройства Ч. и его заместитель Б., которые, не имея разрешения на эвакуацию института, а только получив указание на подготовку института на передислокацию в г. Петропавловск, когда создалась напряженная ситуация на Московском фронте, сбежали в Петропавловск, оставив на произвол судьбы коллектив, студентов, материальную базу института и даже семью. Директор был приговорен к 8 годам лишения свободы и поражен в правах на 5 лет, а заместитель – к 6 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет”.
“Прокурором Октябрьского района (ныне Шал акына. – Прим. автора) в 1941 году был арестован и предан суду крестьянин из села Кенес за отказ поставить фронту имеющуюся у него в хозяйстве единственную лошадь. Осужден к 5 годам лишения свободы”.
“Прокурором Чкаловского района (ныне Тайыншинский. – Прим. автора) в сентябре 1942 года была предана суду группа лиц за уклонение в течение двух лет от налогов и других поставок государству при имевшихся материальных возможностях. Они были приговорены к лишению свободы на срок от 6 до 10 лет и поражены в правах”.
“Прокурором Айыртауского района арестован и осужден к 10 годам лишения свободы колхозник П. за то, что злостно уклонялся от хлебоуборки”.
“Прокурором Ленинского района к уголовной ответственности привлечен председатель колхоза “Память Ильича” Л. Систематически пьянствуя, он не занимался колхозной работой, ремонт животноводческих помещений не был произведен, корма не были заготовлены. Вследствие этого зимой пало 1 635 голов скота, и это в то время, когда люди голодали, отдавая последнее фронту”.
“К 8 годам лишения свободы осужден председатель колхоза “Звезда коммуны” Ш. за то, что сгноил 250 центнеров хлеба”.
“Прокурором Булаевского района была задержана преступная группа в составе 7 человек, которая в течение длительного времени занималась хищением зерна в период уборки. По приговору суда двое приговорены к высшей мере – расстрелу, остальные – к длительным срокам заключения”.
…За сухими строками архивных прокурорских справок, судебных приговоров – человеческие судьбы. А еще от них веет людским страхом, желанием выжить, спастись любой ценой. В те времена часто приходилось делать выбор между героизмом и страхом. Спасибо тем, кто выбрал героизм!
Петропавловск