Древний портовый город, рабочее название которого Каракабак, не упоминается ни в одном источнике, хотя существовал он почти четыре века, пока не был разрушен землетрясением. Специалисты отмечают, это настоящая капсула времени, так как очень многое сохранилось под развалинами, передает Caravan.kz.
Мангистауские археологи работают над раскопками древнего города Каракабак совместно с новосибирскими учеными. Все началось с открытия ритуально-погребального комплекса «Алтын Казган», который по сей день остается загадкой для всего мира. Еще больше вопросов поставил перед учеными новый портовый город, который уже называют уникальным.
- До недавнего времени Мангышлак был огромным белым пятном на карте истории. Началось все с открытия ритуально-погребального комплекса, но тогда мы не знали, с чем столкнулись. Мы не знали его корней, причин появления, и даже с каким народом он связан. Могу сразу сказать, что это не кочевнический объект. Теперь мы можем говорить о том, что это не случайное явление для нашего края. Всегда считалось, что Мангистау был кочевой периферией, но тут у нас появился объект, который позволяет совершенно по-другому взглянуть на историю. Мы нашли новый город, который никогда не был известен не только археологам - ни по каким письменным источникам, историческим событиям он просто здесь не должен был быть. Но тем не менее он здесь найден. Это очень важный торгово-ремесленный порт, найден на берегу моря, который относится к эпохе, которая для нашего края неизвестна – это поздняя античность и раннее средневековье, - рассказал археолог Андрей Астафьев.
Археологи отмечают: найдена новая ветка Великого Шелкового пути, о которой были единичные упоминания в античных источниках. Ранее историки пытались высказать версию о том, что в первом веке нашей эры появляется северное ответвление Великого Шелкового пути. Но это были лишь теоретические исследования.
- Многие историки его протаскивают через Южный Казахстан – Северное Приаралье, другие - через Хорезм и Устюрт, но мы сейчас говорим, что была еще одна ветка, она была мощная и проходила непосредственно через Мангистау. Это было сухопутно-морское сообщение. Нумизматические коллекции позволяют говорить о том, что товарно-денежные отношения здесь начинают функционировать с первого века нашей эры. Это та новость, которая прогремит в научных кругах, это уровень мирового открытия, - добавляет Андрей Астафьев.
Это крупное поселение, которое имело оборонительные сооружения, высокие стены и башни, с правильной планировкой улиц и домами из сырцового кирпича – его никогда прежде не использовали на территории полуострова. Сейчас это безжизненная пустыня, однако археологи предполагают, что в первом веке нашей эры уровень Каспия был настолько высок, что люди могли пользоваться грунтовыми водами. Кроме того, известен даже состав жителей – это было полиэтническое поселение, то есть люди были собраны со всех концов света.
- Там были люди с территории Кавказа, мы находим это по керамике, также были из Хорезма, из Византии. Всего около тысячи человек, но для того времени это был крупный город. Керамику делали, металлы выплавляли, обрабатывали драгоценные камни – по ним работали византийские мастера. То время считается смутным временем в истории, когда все крупные центры были уничтожены из-за войны, которая происходила между Ираном и Римом, и все было разрушено. Видимо, люди ушли сюда подальше от всех военных действий, и возникло такое торгово- ремесленное поселение. Эти люди проживали здесь до каких-то событий. Скорей всего, было землетрясение, затем город пришел в упадок и после этого существовал недолго. Мы там провели два полноценных полевых сезона и вскрыли раскопками лишь одну десятую часть, - отметил старший научный сотрудник Сибирского отделения Института археологии и этнографии Российской академии наук Евгений Богданов.
«Благодаря» землетрясению произошла естественная консервация всех материальных свидетельств. Археологи называют город настоящей капсулой времени. На чем перевозились товары по Каспию, археологам еще предстоит разгадать. Ученые предполагают, что законодателями во флотском деле здесь были либо греки, либо иранцы.
- Об этом история почти нулевая. Есть порт, товары, которые попадали сюда с другого берега Каспия, естественно, что попадали они морем, больше никак. Но на чем перевозили товары, неизвестно. Каракабакцы хорошо знали море, потому что в их рационе питания была рыба осетровых пород – сазан, судак, и, самое интересное, был тюлень. То есть это то, что можно ловить только на море. Естественно, что должны быть плавсредства. Это новое белое пятно, - добавил Андрей Астафьев.
Сейчас археологи ждут финансирования, чтобы продолжить работы на Каракабаке.