И почти повсеместно - в СМИ, на встречах экспертов и политиков, на обывательском уровне, а потом почти так же дружно забыли.
Все, кроме экспертов и политиков высокого уровня. И конечно тех, многих, людей, кто живет в регионе Арала. Сейчас вряд ли даже хорошо информированный обыватель сможет быстро вспомнить и сказать что-то по состоянию аральской проблемы.
Но вот в самое последнее время появились сразу два повода вновь обратить внимание на нее. Во-первых, 26 декабря 2008 года МФСА впервые получил статус наблюдателя ООН. Очевидно, что это говорит о серьезном внимании, которое продолжает сохраняться в мире к нашей региональной проблеме. И, во-вторых, Исполнительный комитет МФСА недавно официально получил документы, подтверждающие его статус в Казахстане.
Дело в том, что, согласно уставу Фонда, его исполком на основании ротации должен поочередно работать во всех пяти странах Аральского региона. За время своего существования, с 1992 года, он уже побывал во всех странах, кроме Киргизии (в Таджикистане даже в течение двух сроков подряд). Такая система, как отмечают специалисты, имеет свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести те проблемы, что возникают при переезде его из страны в страну: по полгода уходит на организационные моменты, остается мало времени для работы. Решить эту проблему можно так, как предлагает Президент Казахстана: определить постоянное место пребывания исполкома в Казахстане, с тем, чтобы и затраты по его пребыванию страна брала на себя. Сегодня этот вопрос находится в стадии рассмотрения главами других государств, есть разные мнения.
Но вернемся к первому событию, получению статуса наблюдателя ООН. Сагит Ибатуллин, Председатель Исполкома, комментирует его так:
- Это открывает перед нами серьезные перспективы, в первую очередь - возможности говорить о наших проблемах с трибуны ООН. Новый статус определяет необходимость внесения дополнений и изменений в уставные документы МФСА, Исполкома и всех его структур. Теперь наша задача, которую я поставил себе как председателю Исполкома, добиться вынесения резолюции ООН о поддержке МФСА. Это серьезная задача. Проект ее уже подготовлен с помощью экспертов Международной Экономической Комиссии ООН.
Стоит вспомнить историю Фонда. Создан он был на встрече лидеров пяти центральноазиатских государств. Тогда была поставлена задача сохранения Арала как важного водоема и, вместе с тем, условий для жизни населения в Аральском бассейне. Задача была и остается очень сложной, и проблема заключается не только в усыхании Арала, а в том, что длительное время процесс шел параллельно с другим - ростом населения в Аральском регионе. Стоит сказать, что эксперты понимают под ним не только собственно район Арала, а обширный регион, который входит в бассейн рек Амударья и Сырдарья. Население в нем увеличилось с 1960 года с 14 млн. до 45 млн. в 2000-е годы. Конечно, в основном демографический скачок пришелся на советское время, период рассвета центральноазиатских республик. Но и сейчас рост не остановился - он составляет 2 - 3% ежегодно. В казахстанской части бассейна проживает около 2 млн. человек.
- Гибель Арала - уже свершивший факт. Если от площади водоема осталось 9%, то "пациент скорее мертв, чем жив". Сейчас речь идет о том, чтобы обеспечить нормальные условия проживания людей в Аральском бассейне. Но сохраняется и надежда на реабилитацию Арала как водоема. Сегодня то состояние, в котором находится его чаша, представляет угрозу не только окружающему региону и проживающему в нем населению: даже в Германии фиксируют появление частиц пыли и соли, поднимаемых воздушными потоками с бывшего дна моря. А это - токсичное, в том числе, магниевое засоление, - комментирует ситуацию г-н Ибатуллин.
Серьезность задачи реабилитации Арала можно проиллюстрировать следующим примером. По оценкам экспертов ООН, минимальная потребность в воде на одного человека составляет 1200 кубометров в год. Если сегодня темпы роста в Аральском регионе примерно 500 тыс. человек, значит, дополнительно будет требоваться до 700 млн. кубометров воды. А сегодня весь суммарный сток в регионе - 105 млн. кубометров воды, и практически вся эта вода забирается на орошение, на нужды промышленности и коммунального хозяйства.
Ответ на вопрос - что сделано МФСА за все годы его работы, очень обширен: перечислять все сделанные проекты очень долго - в их число входят не только крупные, имеющие влияние на общерегиональную ситуацию с водопользованием, но и локальные, вплоть до бурения скважины в отдаленном поселке.
Однако надо отметить, что Казахстан спас свою часть Арала.
- Арал сегодня разделился на три части. Мы квалифицированно подошли к решению проблемы спасению северной, казахстанской, его части. Построили перемычку, и теперь весь сток Сырдарьи пополняет эту часть моря. Это главное достижение Казахстана. Что касается Амударьи, то там узбекскими партнерами тоже проведена большая и успешная работа по сохранению водно-болотных угодий. Да, сегодня река не доходит до Арала, но реальная работа сделана большая. Это и вопросы рационализации задачи орошения, и сохранение и реабилитация флоры и фауны, и высадка толерантных солеустойчивых культур, например, саксаула и других солеустойчивых культур на высохших площадях. Такая же работа идет и на казахстанской части, - заметил Председатель Исполкома МФСА.
Сегодня в казахстанской части запроектировано строительство уже второго каскада плотины. Задача данного проекта состоит в том, чтобы подвести воду к городу Аральск. Некогда он был портовым городом, а теперь от него до кромки воды больше 40 км. Финансовые затраты на проект будут очень значительны, без привлечения зарубежных финансовых институтов не обойтись. Оценить их приблизительно можно, исходя из стоимости, в которую обошлось Коксарайское водохранилище в ЮКО - порядка 450 млн. долларов.
Необходимость участия внешних доноров очевидна. И получение МФСА статуса наблюдателя ООН очень позитивно и в этом отношении.
Фото Павла Косенко, с сайта http://www.travelreports.ru