В кармане ранца своего юного школяра-сынишки я обнаружила внушительный кусок недоеденной пиццы. Так я узнала, чем питается мое маленькое чудо…
Директора государственных школ - в шоке. Вступил в силу новый Бюджетный кодекс РК, и Министерство образования поспешило сообщить "радостную весть" о закрытии в школах специальных счетов, на которых аккумулировались родительские деньги.
Что это значит? В конце учебного года - много, очень много головной боли, которая тут же возникла у администрации школ. В срочном порядке надо решить, на какие средства будут существовать группы продленного дня, ведь до конца учебного года еще учиться и учиться. Где брать финансы на ремонт прохудившихся крыш: собирать деньги с родителей без соответствующей документации категорически запрещено! Под вопросом оказались дополнительные занятия по английскому языку и математике. А самое главное, ученики остались без горячего питания. Столовые закрылись. Вот те "немногие" последствия апрельских тезисов, которые, как утверждают в департаменте образования, обратной силы не имеют.
Что делать? Лимонкина Ирина Михайловна, методист отдела образования Рудного, учитель права сш № 4, задавала этот вопрос на семинаре, который прошел в Алматы под эгидой Ассоциации Школьных Общественных Организаций.
Со всего Казахстана в южную столицу съехались представители родительских школьных фондов. АШОО предложила им начать изучать права и обязанности с тем, чтобы папы и мамы могли отстаивать интересы своих детей в стенах школы. Отсутствие горячего питания в учебном заведении, где ученики проводят в среднем от четырех до семи часов в день, - оказалось темой номер один. Чем может помочь школе в данной ситуации родительский фонд? Можно ли через родительское общественное движение организовать питание детей?
Ирина Михайловна говорит, что, как только их школа получила уведомление о закрытии спецсчетов и стали ясны размеры ущерба для школы, она начала искать выход. Проштудировала уставы общественных фондов и нашла в них зацепочки, которые могут спасти положение. Говорит: "Пойду в акимат города, буду узнавать, можем ли мы принять сотрудников столовой, работа которых ранее оплачивалась из денег спецсчетов, в родительское объединение с тем, чтобы не потерять хороших специалистов и по-прежнему обеспечивать детей горячим питанием?".
Что будут делать школы, если им не удастся использовать законодательные "хвостики" в свою пользу? Ким Жанна Антоновна, учитель школы-гимназии № 103 Алматы, говорит, что тогда всем придется пойти по пути, который избрала их гимназия. А именно: "Детей будут кормить всухомятку, полуфабрикатами не очень высокого качества. Почему? Потому что давно разрушена система городского объединения столовых. Там, где были созданы спецсчета, в школах были сохранены точки общественного питания, и дети могли рассчитывать на салат, пюре, котлету. Во всех остальных школах питанием занялись директора школ и были организованы буфеты. Это самостоятельные организации, которые не подчиняются школе, но по договору обеспечивают ее съестными припасами. Меню таких буфетов на колесах постоянно подвергается критике и нападкам со стороны родителей и учителей. Что в них продают? Пиццу, бутерброды, коржики, конфеты, напитки, после употребления которых дети приходят домой то с зелеными, то с оранжевыми языками. Самое интересное: среди компаний, ответственных за организацию школьного питания, проводится тендер. В нашей школе он уже прошел. Победила та же самая организация. Значит, в следующем году дети снова будут кушать чупа-чупсы и коржики…".
Кто должен решить эту проблему? На семинаре родители соглашались, что директорам школ потребуется помощь родительской общественности. По крайней мере, в отдельных школах страны имеется положительный опыт создания родительских комитетов, отвечающих за питание в школе. Там родители не только собирают средства на содержание столовых, но и участвуют в составлении меню, проверяют качество пищи. Если распространить этот опыт по республике, возможно, дети перестанут падать в школах в обмороки. Говорят, в последнее время участились факты головокружений у учеников младших классов на почве голода и переутомления.
Мнения
Муссам Майлашевич Айижанов, профессор, Казахская Академия питания РК :
- Проблема школьного питания сегодня стоит остро. Недавно мы закончили большое исследование наших учащихся на предмет их здоровья, гармоничного развития. И если пять лет назад нас пугало то, что 70 процентов выпускников школ страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сегодня мы говорим об умственной и физической отсталости. У 70 процентов обследованных детей выявлен дефицит витамина С, столько же школьников испытывают недостаток йода.
Наши школьники отстают в развитии от международных стандартов. Это напрямую связано с неполноценным питанием в школах. Именно поэтому по поручению двух министерств: здравоохранения и образования и науки РК, наша академия разработала меню блюд и нормы потребления продуктов на весенне-летний и осенне-зимний периоды. Хотим выступить с предложением решить вопрос об обеспечении учащихся первых-вторых классов горячим питанием на правительственном уровне. У нас в Алматы такое решение действует благодаря волевому постановлению акима города Имангали Тасмагамбетова. Надо, чтобы подобные решения были приняты во всех городах Казахстана.
Фаузия Кабышевна Икамбаева, председатель Ассоциации "Защита прав детей":
- Я неоднократно была в составе комиссий, которые проверяли школьное питание. Может быть, я чего-то не понимаю, но как можно включать в рацион тушеную капусту с молоком? В другой школе детям предлагали на обед молочный суп на первое и жареную рыбу на второе. Я точно знаю, что до сегодняшнего дня составлением меню занимался департамент образования города. Мне кажется, что этим должны заниматься более компетентные люди. И второе: может быть на те средства, которые заложены на бесплатное питание школьников младших классов и нельзя подобрать ничего более удобоваримого? И тогда это уже серьезная проблема. Горячее питание вроде бы есть, но питаться им нельзя. На одного школьника заложено 75 тенге в день, в субботний день - 50 тенге. Составить полноценный рацион на такие деньги довольно сложно. Поэтому, скорее всего, школам понадобится помощь родителей в виде их спонсорских средств. Либо государство должно взять ан себя решение этого вопроса. Но его нельзя оставлять в том виде, в каком он существует сегодня. Страдают дети…
А как у них
В России для того, чтобы разнообразить питание учеников, санитарные врачи разработали примерное двухнедельное меню школьных завтраков и обедов. Согласно предписанию санитарной службы, в школьном питании должен использоваться только витаминизированный хлеб и йодированная соль, также в меню включается витаминизированный напиток "Золотой шар".
Кроме того, уже в этом учебном году расширена работа в школах по образованию в области здорового питания. В начальных классах некоторых школ появился новый предмет "Разговор о правильном питании". По мнению санитарных врачей, к 10-12 годам у школьников должна быть сформирована ориентация на здоровую пищу, вкус которой оценивается не столько по необычным ощущениям, сколько по степени влияния на здоровье.
Полезные граммы
Так что же должно представлять собой школьное питание? Диетологи утверждают, что…
-Каждый третий школьник недоедает мяса, молока, масла, овощей и фруктов. Эти продукты дети употребляют всего 2-3 раза в неделю, тогда как животные белки и овощи каждый день должны присутствовать в рационе подрастающего поколения.
- Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходимо 4-5 разовое питание в течение суток, при этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3,5-4 часов.
- За время пребывания в школе ученику нужно получить 25-55 процентов суточной калорийности рациона.
- При учебных нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, поэтому в день школьник должен съедать около 400 граммов овощей, 250-300 грамм картофеля и 200-300 граммов фруктов.
- Ежедневно ребенку необходимы блюда из мяса или рыбы, молоко и молочные продукты.
- Яйца, сыр и творог школьник обязательно должен получать не реже 2-3 раз в неделю.