Поводом стало резкое подорожание услуг областной распределительной энергокомпании (РЭК). В ноябре департамент по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) утвердил этой компании повышение тарифа сразу на 50 процентов! Следом пошла цепная реакция – заявки на рост тарифа от других коммунальных компаний.
“Караван” не раз писал о проблемах, которые пришли в область вместе с энергокомпанией AES. Последним эпизодом стал отказ AES от двух “дочек” – распределительного АО “ВК РЭК” и поставщика “Шыгысэнерготрейд” (“Что для AES бизнес, то нам – разорение”, № 48 от 2 декабря 2011 г.). Американские менеджеры вернули государству предприятия с “прицепом” из штрафов на 3 миллиарда тенге и оборудованием, изношенным на 80–85 процентов. Казалось бы, куда хуже?
Сейчас, спустя год, выясняется: сведения американцев о техническом состоянии РЭК были, мягко говоря, некорректны. Реальность хуже. По словам президента предприятия Аскара БАЛАБАТЫРОВА, в сети и подстанции нужно инвестировать 300 миллиардов тенге! Только после этого можно говорить о надежности областной энергетики. Дефицит мощности оборудования уже превысил 500 мегаватт. РЭК опоздал с реконструкцией минимум на 7 лет.
Основой для повышения тарифа на 50 процентов стала инвестиционная программа компании стоимостью 10 миллиардов тенге. Еще 12 миллиардов РЭК получит из бюджета. Этой суммы, по словам А. Балабатырова, хватит только, чтобы не допустить кризиса. Прибыльность предприятия должна повыситься в 28 раз.
– Меры непопулярные, – констатировал директор ДАРЕМа Кайрат УРАЗБАЕВ. – Они негативно скажутся на населении. Следующим этапом пойдет повышение тарифа для водоканалов… Но пришло время, когда не учитывать интересы компаний нельзя.
Любопытно, куда же смотрели антимонопольщики, когда прежний владелец РЭК – корпорация AES – практически ничего не вкладывала в оборудование?!
У всех еще на слуху слова председателя Республиканского агентства по защите конкуренции (АЗК) Габидуллы АБДРАХИМОВА, который этим летом заявил: деньги, зарабатываемые энергетиками (в том числе AES) за счет повышения тарифов, идут на выплату дивидендов акционерам.
Вопрос: почему за бездействие контролирующего органа должно расплачиваться население?
На сегодня AES по-прежнему управляет энергетикой края. Корпорация владеет самым лакомым бизнесом – Усть-Каменогорской и Согринской теплостанциями, Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС. Месяц назад областной центр экологической безопасности (ЦЭБ) вынужден был обратиться к министру охраны окружающей среды Нурлану КАППАРОВУ по поводу общественных слушаний, которые якобы прошли на Усть-Каменогорской ТЭЦ по природоохранным мероприятиям.
– ТЭЦ – один из главных загрязнителей города, – с возмущением рассказал директор ЦЭБа Геннадий КОРЕШКОВ. – За последние 10 лет предприятие ни на грамм не снизило выбросы, а по диоксиду серы даже увеличило. По закону они обязаны провести по своим природоохранным мероприятиям общественные слушания. Но что делают? Проводят их без приглашения нашего центра, управления природных ресурсов, департамента экологии, акимата, маслихата, совета общественности… То есть без самой общественности! Более того, на наш запрос о количестве сожженного угля на ТЭЦ заявили, что это коммерческая тайна и им надо звонить в Америку и спрашивать разрешение!
Всего на улучшение экологии теплостанция запланировала потратить в ближайшие три года 165 миллионов тенге. Причем, по словам руководителя экоцентра, в перечне мероприятий – рядовые ремонтные работы. Для сравнения: по данным Республиканского агентства по защите конкуренции, за 2011 год казахстанские энергостанции заработали более 360 миллионов долларов чистой прибыли!
Согласитесь, странная позиция у отечественных чиновников: доходы – иностранному инвестору, расходы – согражданам.
Усть-Каменогорск