Три страницы
Математика тут простая. В среднем Казахстан выращивает 16–18 млн тонн зерновых и бобовых в год. Минимум треть этого объема покупают мельничные комбинаты для производства муки, круп и попутно отрубей. По рыночной цене и в течение всего года, что очень важно. Выходит, что наши мукомолы – это крупнейший и гарантированный покупатель отечественного зерна. Без их денег можно смело сокращать 4,5 млн гектаров посевов. Это как исключить из зернового клина сразу 2 области – Костанайскую и Северо-Казахстанскую.
Что тогда будет с сельским хозяйством страны, представить нетрудно: без притока денег село начнет загибаться, люди останутся без работы и потянутся в города, где сядут на социальные пособия от бюджета; будут заброшены сотни аулов, действующая инфраструктура начнет разрушаться, сопутствующие отрасли сократят свое производство. В условиях обширного Казахстана услуги и товары для села вырастут в цене. Это ГСМ, ремонт техники, полив, обработка почв, удобрения. На севере страны останутся лишь очаги культурного земледелия, островки в сером поле степи.
Из 5,5 млн тонн зерна получается 3,8 млн тонн муки. Мы сами съедаем чуть больше трети – 1,8 млн тонн. Остальное – 2 млн тонн – мукомолы продают за рубеж.
В теории. Почему в теории? Три года назад в стране работало более 300 мельниц. В этом году, по данным комитета по охране общественного здоровья минздрава, только 170. Продажи казахстанской муки падают.
Союз зернопереработчиков РК начал бить в колокола именно тогда – 3 года назад, когда увидел проблему. Там спрогнозировали, что продажи муки “Made in Kazakhstan” упадут в 2–3 раза в ближайшую пятилетку. Два года назад Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил министерству сельского хозяйства разобраться в вопросе и внести предложения. За пару месяцев эксперты МСХ, НПП “Атамекен” и Союза зернопереработчиков подготовили проект дорожной карты. И отправили на согласование заинтересованным государственным органам. И проект потерялся. Одно из министерств не согласилось с предложениями, и дорожную карту развернули. Видимо, это было министерство финансов, так как именно к нему у всех экспортеров самые большие претензии.
За прошедшее время ситуация принципиально не изменилась. Село и АПК Казахстана теряют деньги, как это и было предсказано 3 года назад. Поэтому новое поручение выглядит очень странным. Но если бы аппарат правительства поднял документы двухлетней давности и доложил, что минсельхоз не выполнил еще прежнее поручение Елбасы, то его авторитет вырос бы на глазах. Особенно в глазах экспортеров – главных поставщиков валюты в страну.
Тот документ назывался “Дорожная карта по повышению конкурентоспособности мукомольной отрасли РК на 2018–2021 годы”. Все предложения помещались всего на 3 страницах. Но туда были включены все наболевшие проблемы аграриев и переработчиков.
Семь предложений
Понять, почему министерство сельского хозяйства несильно помогает экспортерам, в принципе можно. Это не его задача. МСХ Казахстана еще со времен СССР заточено под одну задачу – насытить потребление внутри страны. Ведь мы привыкли, что экономика у нас дефицитная. Полностью себя обеспечиваем лишь по 2–3 пунктам – это масло растительное, соль и продукты из зерна – мука, макароны, крупы. Всего остального нам не хватает – овощей, фруктов, мяса, рыбы, соков, молока, сыров, всех видов консервов. Поэтому перед МСХ стоит задача накормить народ. А вот продавать – это уж, извините, не к нам.
Больше года назад было создано министерство торговли и интеграции. Казалось, вот кто будет курировать экспортеров. В августе министр Бахыт СУЛТАНОВ даже отчитался перед населением о проделанной работе. Судя по его словам, главный упор по экспорту ведомство делает не на продукцию села, а на промышленность: уголь – в Украину, титан – в США, аккумуляторы – в Италию. Это все правильно и нужно. Другое дело, что торговля продуктами питания с соседями всегда была более выгодным делом, чем металлами – с другим континентом.
Союз зернопереработчиков повторил свои просьбы в новых “Предложениях по сохранению и поддержке экспортного потенциала зерноперерабатывающей отрасли” в сентябре этого года. Все они простые и логичные, если исходить из того, что стране надо зарабатывать деньги.
Первое. Разработать государственную программу по экспорту продукции АПК. Заниматься этим должны министерства торговли и сельского хозяйства. Хроника падающей промышленности: для чего в Узбекистане подделывают казахстанскую муку
Второе. Принять дорожные карты экспортоориентированных отраслей по ее реализации.
Третье. Выработать меры зеркального реагирования к странам, применяющим меры нетарифного ограничения в торговле с Казахстаном.
Четвертое. Создать систему поддержки экспорта переработанной продукции. Сегодня торговать переработанной продукцией труднее, чем сырьем. А должно быть наоборот. Опыт Китая в помощь. Соседи при экспорте сырья НДС не возвращают. При экспорте переработанной продукции – возврат НДС – 100 процентов.
Никто не говорит, что надо возвращать всё. Ставкой возврата тоже можно играть. И не только для муки, но и для других экспортных товаров: масла, мяса, металлов, кокса.
Пятое. Решить проблему возврата НДС. При экспорте зерна и муки возвращается в среднем не более 40 процентов сумм НДС, предъявляемых к возврату. Что сказывается на экономике экспортоориентированных предприятий. Более того, имеются случаи, когда предприятия, не желая терять свои деньги и нервы, сокращают экспорт и уходят на внутренний рынок.
Шестое. Создать “зеленый коридор” для грузов в Узбекистан. Особенно для предприятий, работающих на юге Казахстана. Правительства наших 2 стран договариваются о расширении торговли. Современная транспортная система просто не выдержит будущей нагрузки. Поэтому необходимо упрощать логистику. В любом случае Узбекистан будет ключевым рынком для сбыта казахстанской продукции. Как и Казахстан для сбыта продукции соседей.
Седьмое. Строить альтернативный маршрут перевозки муки в Афганистан в обход Узбекистана. Туркменистан уже предоставляет нам скидку на транзитный тариф. Такой маршрут создаст благоприятные условия для мукомолов Западного и Северного Казахстана. Плюс улучшит позиции Казахстана в переговорах с Узбекистаном.
АЛМАТЫ