Не секрет, что сегодняшний казахстанский художественный рынок работает на богатых иностранцев и обеспеченных коллекционеров из отечественной номенклатуры - деловую элиту. Свежеиспеченные миллионеры вкладывают свои деньги в вечную валюту, почти не знавшую инфляции - в картины, иконы, старинные монеты и другие ценности. Валюту, которая приобреталась по дешевке, через комиссионки и барахолки. И за 10 лет независимости, пользуясь общей неразберихой, они стали обладателями "личного собрания шедевров". Пошел очередной виток антикварного бума, причем с подачи государства, вернее не заинтересованности последнего, - легализованный. Десятки коммерческих галерей и антикварных лавок совершенно свободны от диктата государства. И это обстоятельство западные коллекционеры и преступники взяли на заметку. Их внимание к постсоветским арт-рынкам сегодня называют "культурным рэкетом". Практика показывает, каждое четвертое громкое уголовное дело" за бугром" связано с антиквариатом.
Сегодня в банке данных Интерпола - информация о розыске более чем 2500 похищенных произведений искусств. Но в этом списке нет казахстанских шедевров. И не потому, что наши произведения искусства никому не нужны. Национальное Центральное бюро Интерпола в Казахстане обратилось в Государственный музей изобразительного искусства и Министерство культуры предоставить список национальных ценностей и предметов искусств. Своим ответом музейные чиновники просто шокировали: такого перечня просто нет!
Теперь понятно, почему многие ранние работы маслом, рисунки, тиражная графика Сергея Калмыкова, чье имя включено в Международный справочник самых "ходовых" художников, издаваемый аукционным домом Кристи, сегодня Казахстану не принадлежат.
"Сергей Иванович Калмыков был необычайно плодовит, трудно уследить за его наследством", - сетуют работники Госмузея изобразительных искусств имени А.Кастеева. Интересно, что сам Калмыков, испытывая тяжелые материальные трудности, не продавал своих картин, оставляя их будущим. Его однокомнатная квартирка была разграблена, в Художественную галерею попала лишь часть картин. Где сейчас другая часть, никто не знает, и даже не пытается выяснить. Только сотрудники казахстанского Интерпола считают, что зарубежные ценители искусства могут похвастать новыми экспонатами в своих коллекциях, привезенными из Казахстана. А бесконтрольный отечественный арт-бизнес не всегда ладит с законом.
Так, в прошлом году в аэропорту южной столицы сотрудниками таможенного поста "Жетысу" задержали контрабанду - 33 книги XIX века эпохи Александра II, попавших в нашу страну во времена "большой смуты". По мнению специалистов Национальной библиотеки, они не имеют стоимостной категории. Чем закончился этот инцидент? Дело, как всегда замяли...
А сколько случаев задержания на границе вывозимых из Казахстана икон! Почему-то информации об окончании расследования и состоявшихся судов по контрабанде такого вида "товаров" нет. Все дело в отсутствии банка данных культурных ценностей с подробным описанием и фотографией каждой вещи? Или кому-то выгодно, чтобы эта сфера оставалась бесконтрольной? Ведь в таком случае, не надо "заказывать" похищение, можно вполне легально вывезти приглянувшуюся литографию, гобелен, старинные часы, картины... Да и таможенный пост прийти проще простого. Для этого на старинные монеты, например, меняют характеристики в таможенной декларации. Деревянную икону прячут в двойное дно предметов мебели, а скрученную в рулон картину - внутрь ковра. Кто туда заглянет? Если человеческие донорские органы наши преступники научились вывозить в расчлененном виде (по закону, фрагмент донорского органа уже не считается таковым, а, следовательно, преспокойно доставляется заказчикам), то древнейшую глиняную вазу из какого-нибудь кургана переплавить за границу проще простого - ее разбивают на черепки. Чтобы потом благополучно склеить.
Наиболее подвержены ограблению такие объекты, как церкви, часовни, открытые для посещения и не имеющие системы охраны. Чаще всего, говорят эксперты Интерпола, похищаются культурные ценности из культовых мест или частных квартир, и в три раза реже - из музеев и художественных галерей.
Нашим джентльменам удачи "от культуры" не обязательно ходить в музей. Им достаточно отсутствия цельного юридического норматива, который бы стоял на страже государственных интересов в области искусства.