Анна Шевченко: На призовые куплю маленькую квартирку

Между первой и второй

– Анна, в Алматы вы пробежали пять гонок. Восстановление после какой из них протекало труднее всего?

– Наверное, между первой и второй. Они шли подряд друг за другом, на следующий день. Я уже в первой завоевала бронзовую медаль, поэтому надо было всем о ней рассказать, произнести какие-то слова благодарности. Была пресс-конференция, допинг-контроль. Только приехали в гостиницу, как пришлось собираться на награждение. Вернулись обратно только в половине одиннадцатого вечера. День получился суматошным. Я еще и в обед не отдохнула, как привыкла. Тем не менее на следующий день мне удалось снова занять третье место. Тяжелой была и самая последняя гонка. Все-таки к концу Универсиады усталость накопилась.

– Допинг-контроль проходили после каждой гонки?

– Нет. Пробу сдавали только победители, а остальных спорт­сменов вызывали выборочно. Так получилось, что на меня указали только один раз. Когда же мы с Олжасом Климиным выиграли смешанный командный спринт, на допинг-контроль отправили его одного, так как он заканчивал гонку.

– Быстро сдали тест?

– Нет. Очень долго сидела. Для меня это всегда сложно. Уже и покушала, и выпила воды, напитков разных. К тому же мне психологически сложно расслабиться, когда от меня чего-то требуют обязательного.

– На гонки, когда от вас непременно ждут победы, это тоже распространяется?

– Если тренер сидит рядом и говорит: “Ты должна!”, то, конечно, я буду напрягаться и, скорее всего, выступлю плохо. Но, к счастью, мы с тренером отлично друг друга понимаем. Перед гонкой он ко мне с разговорами о ней не лезет. Наоборот, старается поговорить на отдаленные темы.

Холодные лыжи в теплую погоду

– Погода менялась всю Универсиаду. Вам приходилось бежать и в снег, и в солнце. Какая из них доставила наибольшие сложности?

– В эстафете я выбрала лыжи на “держание”, а не на “скольжение”. Они были немного холоднее, чем стоявшая погода. Поэтому на спуске проигрывала прилично. Но это не стало большой проблемой. Мне удалось идти в одно время с россиянкой.

– Среди болельщиков существует предубеждение, что, мол, сборные Казахстана и России постоянно побеждают, потому что за них выступают профессионалы, а за остальные – настоящие студенты. Ваше мнение на этот счет?

– Я бы не стала говорить, что другие команды привезли кого придется. В любую сборную наверняка проходили отборы. К тому же во многих командах лидерами являются возрастные лыжницы – те, кому за 30. Они просто не имели права участвовать в Универсиаде, даже если бы захотели. Что касается сборной Казахстана, то на домашние старты мы не могли выставить слабый или недостаточно подготовленный состав.

Экзамены сложнее Универсиады

– Вы студентка Казахской академии туризма и спорта?

– Да. Я учусь на первом курсе магистратуры. Летом сдавала вступительные экзамены, очень переживала. Они стали настоящим испытанием. Лично для меня эти экзамены были, наверное, сложнее, чем Универсиада.

– Что за экзамены?

– За профильные предметы, которые привязаны либо к нашему виду спорта, либо к физиологии человека, можно было не переживать. Главное было – сдать английский язык. Экзамен проходил в виде теста, как ЕНТ. Признаюсь, не все грамматические правила я помнила.

– На международных соревнованиях часто приходится общаться с иностранцами?

– Нет. Мы, как правило, живем командой отдельно от всех. Поэтому практика есть, но небольшая.

– Какое у вас образование уже имеется?

– Физкультурное. После этого хотела поступить в Павлодарский государственный педагогический институт на иностранный язык, но меня отговорили. Все-таки мы много времени проводим на сборах, из-за чего приходится пропускать занятия. По своей же специальности всегда можно проконсультироваться у тренера. Поэтому пошла в академию.

Сто отжиманий

– В сборной выступает ваша ровесница и землячка Ирина Быкова. Вы давно с ней знакомы?

– Достаточно давно. Только она не из Павлодара, а из села Железинка в области. Приехала в город учиться и пришла к моему тренеру, когда стала уже серьезно готовиться. Помню, бежали мы какие-то соревнования – я Иру еще не знала. Мне на нее показывают: “Смотри, эта девочка сто раз отжимается”. Для меня это было шоком. Я тогда и десяти раз не могла. Ту гонку я все равно выиграла, но ее запомнила с того момента.

– Быкову вы побеждаете регулярно, а когда будете обгонять 36-летнюю Елену Коломину?

– Точно сказать не могу. Она очень опытная лыжница. В декабре я выиграла у нее гонку преследования на чемпионате Казахстана. В первый день “классика” у меня не получилась. Шел снег, я “закопалась” в сугробе, упала и проиграла Коломиной секунд 25. Но собралась на вторую гонку, которая была свободным ходом. Отыграла у нее всё отставание, да еще секунд 15 привезла. Получается, что в сумме выиграла у Коломиной где-то 40 секунд.

Ограничила в еде – попала в “яму”

– Прошлую Универсиаду вы пропустили из-за молодежного чемпионата мира, который проходил в Алматы в феврале 2015 года…

– Да. Мы серьезно готовились, но не все получилось. Я тогда ограничила себя в еде, в газировках. Но желаемого эффекта это не дало. Я просто себя загнала, попала в “яму”. В итоге лучшим результатом стало 19-е место в гонке на 10 км.

– Послезавтра в Саппоро открываются Азиатские игры. Почему вас там нет?

– Я еду в Финляндию, где на следующей неделе начинается чемпионат мира. Надо набирать лицензионные очки для попадания на Олимпиаду-2018. Это важнее Азиатских игр.

– В вашей карьере Азиады еще не было. Где смотрели прошлую, шестилетней давности, в Алматы?

– Дома, по телевизору. Я тогда была еще маленькой и не участвовала в отборах на Азиаду.

До Норвегии не доросли

– На молодежных соревнованиях вы не раз побеждали нынешних звезд мирового лыжного спорта норвежку Хейди Венг и шведку Стину Нильссон. Интересно, как сложились бы ваши карьеры, тренируйся они в наших условиях, а вы – в Скандинавии?

– Так сравнивать было бы некорректно. Не факт, что, если их сюда привезти, они будут хуже бежать, а я, тренируясь в Норвегии, лучше. Нельзя сказать, что мы в Казахстане не прогрессируем. Мы тоже не стоим на месте. Пока просто не доросли до их уровня.

– За пять медалей на Универсиаде вам полагается 40 тысяч долларов призовых. В одном из интервью вы сказали, что хотите купить на них квартиру. Полагаете, хватит?

– Я же не собираюсь покупать особняк. Думаю, на маленькую квартирку будет достаточно.

Алматы