Анатомия безразличия: какой ужас творится в больнице в селе Шелек

Два слесаря и молодой врач задохнулись “клоачными газами”. В больницу одна за другой приезжают комиссии – областные, районные, местные. Завели уголовное дело по факту гибели трех человек. Однако сразу после трагедии в больнице вскрылись факты, которые наверняка потянут не на одно дело…

Уринотерапия для пациентов

На первом этаже трехэтажного обветшалого здания – приемное отделение и отделение терапии. В последнем невозможно дышать из-за стойкого запаха аммиака.

В женском туалете нет унитаза. Справить нужду можно по старинке, в дырку. Но добраться до нее сложно, вокруг глубокие лужи.

Дверь в клозет не закрывается. Уборщица спешно натягивает перчатки и пытается затеять генеральную уборку. Но едкий запах выдает ее с потрохами.

– Почему в туалет невозможно войти? Там утонуть можно. Вы сами-то когда сюда в последний раз заглядывали? – спрашиваю главврача больницы Жакыпа ЖЕЛЕУОВА.

– У нас другой туалет, вон там, – указывает в конец коридора старшая медсестра.

– Ш-ш-ш, ш-ш-ш, – шипит на нее главврач и хватает за локоть, – нет у нас другого туалета.

– А, точно, нет, – кивает головой девушка.

Чистенький служебный ту­а­лет с унитазом закрыт на амбарный замок. Трясущимися руками медсестра открывает дверь.

– Да, точно, туалет для персонала больницы. Ой, вы знаете, мы в туалет для пациентов не ходим, – удивляется случайно обнаруженному помещению главврач.

Похоже, что Жакып Желеуов в прошлом хирург, а с 1997 года глава районной больницы села Шелек вообще не переступает порог своей вотчины. Его офис напротив, в недавно отремонтированном административном корпусе. Здесь еще пахнет краской и новой мебелью. Новые полы, дорогие двери, добротный кабинет. Всё как под копирку выдержано в национальном чиновничьем стиле.

– Этот ремонт мы сделали два года назад. Обошелся он бюджету в 28 миллионов тенге, – рапортует глава больницы.

– Почему же вы сначала свое здание отремонтировали, а не больничные палаты? Вы могли и без ремонта посидеть, ничего не случилось бы. Ведь это ваша больница. Вы здесь больше 20 лет работаете, у вас там и родильное отделение, и детское. Полы сгнили, двери не закрываются. Вонь стоит такая, невозможно дышать! – задаю логичный вопрос.

– На ремонт больницы нужно гораздо больше средств. Больше полумиллиарда тенге. А сюда всего 28 миллионов вложили, – тычет пальцем в бумаги бывший хирург, а ныне чиновник.

– Так на эти средства можно было бы одно отделение отремонтировать. Потом еще одно. Глядишь, и всю больницу в порядок привели бы.

Жакып Желеуов только опускает глаза в пол и молчит. Почему пациенты не хотят лечиться в клиниках с недостаточным оснащением в Семее

Обещанного 33 года ждут

Больница в селе Шелек была построена в 1970 году. Сорок восемь лет назад. За эти годы здесь никогда не было капитального ремонта. И косметического, по всей видимости, тоже.

О том, что больницу все же надо как-то приводить в божий вид, главврач Жакып Желеуов почему-то задумался только пять лет назад. То есть спустя 43 (!) года со дня ее открытия.

Пять лет бумаги с просьбой о проведении ремонта больницы, которая охватывает 29 тысяч человек, перекладывают с одного стола на другой чиновники в городском, районном, областном акиматах, бессчетном количестве департаментов и управлений на республиканском уровне. Скорее всего, эти бумаги вообще могли где-то затеряться, и о том, что районное медучреждение требует срочного безоговорочного ремонта, никто знать не знает. А сам начальник не больно-то и настаивает. Главное, получилось сделать ремонт административного корпуса, а дальше – хоть трава не расти.

Пациенты пришли и ушли, а главврач каждый день вот уже 21 год на работу ездит на служебном автомобиле, между прочим, с личным водителем.

– У нас вот-вот в планах стояло этой больницей заняться, – объясняет первый заместитель акима Енбекшиказахского района Нуржан КУДАЙБЕРГЕНОВ, – пять лет назад была оформлена проектно-сметная документация. Но два года назад мы провели оптимизацию, и сумма ремонта увеличилась.

– Простите, вы три года изучали и утверждали проект ремонта? А два года назад решили увеличить расходы? Так скоро очередной третий год начинается, пора будет новую оптимизацию утверждать? – спрашиваю районного чиновника.

– Вы поймите, у нас 71 населенный пункт в районе. У каждого свои проблемы. Мы не можем вот так взять и сделать здесь ремонт. Надо всё делать постепенно. Вот проектно-сметную документацию утвердим. Потом в областном акимате будут утверждать. Это ведь дело республиканского бюджета.

Действительно, куда торопиться. Больница 48 лет простояла без ремонта, еще столько же простоит. Аким района Бинали ЫСКАК встречает инвесторов и лично показывает им красоты своего района. Пять его заместителей наверняка тоже очень заняты важными делами.

Единственная больница, рассчитанная на 29 тысяч человек, подождет. А ведь трагедии с гибелью трех человек в канализационном коллекторе наверняка можно было избежать, если бы капитальный ремонт в больнице был проведен вовремя.

Наша хата с краю

Когда мы проинформировали чиновников районного акимата о том, что собираемся навестить Жакыпа Желеуова и своими глазами увидеть все те ужасы, о которых пишут пациенты в социальных сетях, в Шелек отправили первого заместителя акима Нуржана Кудайбергенова. Предполагалось, что представитель власти, в ведении которого находится это учреждение, приедет первым, пройдется по палатам и сделает внушение ее первому руководителю.

Но у Нуржана Кудайбергенова был такой отсутствующий и удрученный вид, как будто ничего особенного не происходит, а корреспонденты “КАРАВАНА” сделали из мухи слона.

Его не удивило ни отсутствие пациентов в отделениях, ни закрытые на амбарные замки двери абсолютно всех кабинетов. Лично у меня сложилось впечатление, что пациентов перед приездом журналистов отправили долечиваться по домам, а кабинеты нарочно закрыли, чтобы ни одна мышь не проскочила. Остались человек пять на все терапевтическое отделение, да и те, кто лежал под капельницами.

Ситуация, возможно, изменится, если в Шелек инкогнито приедет министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ. Почему “возможно”? 6 июня, более месяца назад, в разгар вспышки менингита в Алматы и Алматинской области министр посетил Каскеленскую инфекционную больницу. По итогам этого визита Биртанов потребовал уволить главврача, пациентов срочно перевести в другое медучреждение, а саму больницу закрыть из-за “нарушения элементарных санитарных условий”.

Мы связались с акиматом Карасайского района и попросили заместителя акима Айжан НАЗАРБАЕВУ прокомментировать ситуацию:

– Нам дали срок до конца июля. Сегодня только 10-е число. Больница продолжает работать в штатном режиме. Ее не закрыли, – говорит заместитель акима. – Все пациенты на месте, никого никуда не переводили. Ситуация с менингитом нормализовалась. Все 45 детей выздоровели и ушли домой на своих ногах. Мы просто были не в курсе, что вирус менингита, от которого скончалась девушка, доставленная к нам из Талгара, мог так быстро привести к летальному исходу. Сейчас знаем. Елжан БИРТАНОВ: Лекарства, предназначенные для бесплатной раздачи, попали в продажу

Как будут исполнены распоряжения министра здравоохранения Елжана Биртанова о ликвидации этого учреждения в Карасайском районе, обязательно поинтересуемся в конце июля, когда подойдет срок его исполнения. Как и о том, когда в конце концов наведут порядок в больнице села Шелек, где руководство о соблюдении элементарных санитарных норм не вспоминает годами.

Когда верстался номер

Неизвестно, добрался министр здравоохранения Елжан Биртанов до Шелекской районной больницы. Но, как сообщили информагентства, вчера ее директор Жакып Желеуов написал заявление об увольнении по собственному желанию.

Наргиз СЕВЕРНАЯ

АЛМАТЫ – ШЕЛЕК – АЛМАТЫ