Но уж чего у Анатолия Александровича в избытке, так это знаний по самым разным наукам и сферам жизни. В Бишкеке на форуме “Медиа в эпоху постправды: факты против мистификаций” Вассерман рассказал “КАРАВАНУ” о том, что помогло ему стать самым умным человеком постсоветского пространства.
Просто… я слишком много знаю…
Те, кто смотрел телевизор в 90-е, конечно же, помнят звездный путь Анатолия Вассермана в интеллектуальном шоу “Своя игра”. Он одержал 15 побед кряду и был назван лучшим игроком десятилетия. С тех пор минуло много лет, Вассерман завязал с интеллектуальными играми, увлекся публицистикой и политической журналистикой. И, надо отметить, многие из его политологических прогнозов сбываются.
Как уверяет эрудит, помогает ему рассуждать о будущем сформированная целостная картина мира.
– Это прежде всего понимание того факта, что все наблюдаемые нами явления и процессы – это следствие взаимодействия довольно небольшого числа закономерностей, каждую из которых можно понять. Когда у вас есть целостная картина мира, каждый факт ложится в нее, как фигурный кусочек в пазл, дополняет ее. Ну а если какой-то факт в эту самую картину не укладывается, либо факт неверен, либо проблемы с картиной, – объясняет он.
При этом сознается, что и сам одно время “рисовал” ложные рисунки, веря в идеи современных либералов. Но тем не менее со временем осознал собственные заблуждения. А вот за формирование целостной картины мира у современной молодежи интеллектуал серьезно опасается. Репетиторов развелось!
– Где-то примерно до середины 1970-х выработка цельной картины мира была если не официально провозглашенной, то фактической целью систем образования практически во всем мире. Насколько я могу судить, в наибольшей степени этой цели соответствовала та система образования, что сформировалась в середине XIX века сразу в нескольких тогдашних германских государствах, а до совершенства доведена в Советском Союзе, – говорит он.
Современная система образования предъявляет к ученикам совсем иные требования и учит несколько иному.
– В основном образование, нацеленное на понимание закономерностей, заменяется образованием, нацеленным на зазубривание разрозненных фактов. Это, во-первых, дико затратно. Грубо говоря, для того чтобы запомнить, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 прямоугольный, уйдет не меньше сил, чем на понимание какого-нибудь из множества доказательств теоремы Пифагора, из которого этот факт следует. В конечном итоге с затратой тех же сил и времени вы узнаете в сотни и тысячи раз меньше, чем если пройдете образование, нацеленное на формирование целостной картины мира, – объясняет свою точку зрения Анатолий Вассерман.
Баллон на Болон
Больше всего интеллектуала печалит то, что образование фактов стало превалировать не только в школах, но и в вузах. Болонскую систему, которая все популярнее в вузах не только Казахстана, но и других стран СНГ, Анатолий Вассерман назвал попыткой поставить телегу впереди лошади.
– Это такая система, когда бакалавры превращаются в дрессированных обезьян, которые по сигналу лампы нажимают на кнопку. Но при этом не имеют ни малейшего понятия, что зажигает лампочку, что начинает работать от этой кнопки. А магистры получают сведения о том, что стоит за лампочками и выключателями, но при этом напрочь утрачивают навык, что делать, если зажглась лампочка. Болонская система, на мой взгляд, крайне разрушительна. С учетом того, что в Западной Европе внедрять эту систему начали задолго до официального соглашения по ней, мы можем наблюдать ее последствия. А они, эти последствия, в том числе проявляются в том, что в той же Западной Европе очень ценятся преподаватели с постсоветского пространства – потому что местные уже болонизированные на всю голову, – резко высказался Вассерман. О новых учебниках русского языка за 7 класс высказались казахстанские депутаты
Как он уверен, лучшее, что можно сейчас сделать, это как можно скорее вернуться к старой системе образования. Но даже по самым оптимистичным прогнозам публициста сделать это удастся не ранее чем через 10 лет.
Список рекомендованной литературы
Впрочем, у всех, кто хочет “прокачать” свой мозг, есть шанс сделать это самостоятельно. В первую очередь для этого Вассерман рекомендует найти советскую Детскую энциклопедию в 10 томах. Он сам по ней формировался и всем советует. Потому как все понятия в энциклопедии сформированы не по алфавиту, а по смыслу.
Для тех же, кому читать детские книги, пусть даже это энциклопедия, не с руки, Вассерман составил список литературы – всего четыре книги, которые надо прочесть в строго рекомендованном порядке. Это “Анти-Дюринг” Фридриха Энгельса, затем “Сумма технологий” Станислава Лема, после – “Слепой часовщик” Ричарда Докинза и напоследок – “Структура реальности” Дэвида Дойча.
– Все эти книги доступны как в бумажном, так и в электронном формате, достаточно легко написаны, так что вы при чтении получите еще и удовольствие, – обещает Анатолий Вассерман.
По итогу чтения у человека должна сформироваться целостная картина мира, которая, как уверен Анатолий Вассерман, сделает его не только умным, но и защитит от различного рода манипуляций сознанием.
Астана