Анатолий Башмаков – депутат Сената Парламента РК от Северо-Казахстанской области. Избран на второй срок.
Окончил два института – Петропавловский педагогический (1972 г.) и Целиноградский сельскохозяйственный (1986 г.). В своей докторской диссертации на тему “Экономическая и общественная среда. Теория и механизмы их взаимовлияния” оспаривает постулат Карла Маркса о том, что экономика – это базис, а духовная культура – лишь надстройка, считая их равнозначными составляющими единого целого.
– В Казахстане впервые провели выборы сельских акимов. А скажите, какой человек не должен управлять людьми?
– Помните, поэт Евтушенко сказал: “Образование – это когда образовывается личность”. То есть не просто человек, обладающий суммой знаний по алгебре, геометрии, астрономии, географии и другим предметам, а владеющий внутренним стержнем, сложенным из культуры и совестливости. Считаю, что бездуховный человек вообще не должен управлять людьми.
Вот каждый третий автомобиль сейчас имеет навигатор, с помощью которого водитель спокойно находит в незнакомом городе нужные улицу, дом и даже подъезд. Но пока люди не придумали такого устройства, которое бы вело человека по жизни. Мне кажется, что таким навигатором, данным Богом, является наша совесть. К сожалению, родители часто упускают возможность формировать этот нравственный центр у своего ребенка. А понятия совести и культуры начинаются с запретов внутри самого себя. Культурный человек всегда почувствует, каким поступком он сделает плохо ближнему. Если мы не изменим сегодня свой взгляд на смысл жизни, то не переменим ничего.
За 15 лет работы Парламента мы приняли много важных законов. Например, о повышении ответственности на дорогах водителей и пешеходов. С момента его введения прошло 5 лет, но ничего так и не изменилось. Потому что если нет этой культуры – внутренней, бытовой, правовой, – то нет и изменений. Водителя за нарушение правил движения остановил инспектор. Тот ему сунул – инспектор без зазрения совести взял. И водитель едет дальше и по-прежнему хамит на дороге.
Что имела в виду Ванга, когда говорила: “Я вижу дикую пустыню, и по ней, сгорбившись, идет кучка людей”? Возможно, то, что мир сегодня проживает самую опасную, сложную и ответственную фазу борьбы культуры и антикультуры, культуры и невежества. Сегодня на 60 процентов побеждает невежество во всем – в управлении (потому что отсутствует культура управления), в технологиях (посмотрите, как мы строим, кладем асфальт, заливаем бетон)…
Год назад я был на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро и там убедился, что мир находится в духовно-нравственном тупике. Отсюда и все беды в экономике и экологии.
– Но в Европе же организуют движения “в защиту прав”, “в защиту зеленых”…
– А что там сделано с точки зрения духовной экологии? Посмотрите, уже 13 стран, в основном европейские, приняли закон об однополых браках. Я считаю, это откат назад в духовном смысле слова. Это нарушение законов биологии. Более того, во Франции уже утвердили, а сейчас и палата лордов Англии рассматривает принятие закона, разрешающего усыновлять детей однополыми парами. Куда же дальше?
В Европе наблюдается полный крах мультикультурализма. Посмотрите, что делается во Франции, в Германии. Там североафриканские, мусульманские анклавы не воспринимают правил жизни коренного населения – французов и немцев. Ведь при мультикультурализме их культуры не соприкасаются друг с другом. В Швейцарии два года назад приняли закон, запрещающий строить новые мечети! Вот и получается, что Берлинскую стену разрушили, а духовная стена непонимания осталась.
Представитель Океании поднял проблему катастрофического сокращения биоразнообразия в океане. Идет потогонная эксплуатация ресурсов океана крупными государствами, а малые страны не могут этого остановить. И это проблема тоже мировоззренческая. У американцев что, больше других проблем нет, как наводить “порядок” на Ближнем Востоке и в Северной Африке? У них такая постановка вопроса: в Ливии, Сирии и Судане есть нефть, но демократии нет. Давайте им демократию внедрим. Закончилось тем, что в этих странах начались гражданские и этнические войны из-за материальных ценностей…
– Как вы думаете, выборность акимов победит коррупцию?
– Победить коррупцию совсем, наверное, невозможно, но она может значительно уменьшиться. И здесь опять поможет принцип выбора по заслугам.
– А если будут выбирать по принадлежности к какому-то роду?
– Это тоже наша особенность. Выбирают же люди. Но они должны думать: если избирают своего, а он не достоин, от этого им лучше не будет. Будем учиться на собственных ошибках. Пройдет время, и люди поймут, что сделали неверный выбор.
– Готовы ли мы защитить и трудоустроить женщин предпенсионного возраста? Где та работа, на которой они смогут работать?
– Прежде чем переходить на увеличение пенсионного возраста, мы должны подумать и о молодежи, для которой в связи с этим не будет освобождаться нужное количество рабочих мест. Поэтому тут большая роль отводится региональным властям, они видят проблемы глубже, им уже надо продумывать на местах строительство и запуск перерабатывающих производств.
Или вот в аграрном секторе – в аулах, райцентрах – после развала колхозов и совхозов новые владельцы земель занимаются преимущественно земледелием, как более выгодным, и забросили животноводство. А ведь раньше на селе 45 процентов работающих были доярки, свинарки, птичницы, сакманщицы. Теперь эти женщины остались без работы. Сейчас на селе, к примеру, нет системы заготовок, но куры по-прежнему несут яйца, овцы в индивидуальных хозяйствах дают шерсть, коровы – молоко. Куда сдавать шерсть, яйца, молоко? И это опять проблема мировоззренческая. Должен быть умный подход сельского акима, акима района, области.
– Но как заставить акимов об этом думать?
– Акимы-то и должны менять свой мировоззренческий подход. Мы же решаем вопрос передачи более двух тысяч функций от центрального правительства на места, так что не надо будет каждый раз у центра спрашивать, а можно ли тут фабрику открыть или еще что? Аким должен стимулировать бизнесменов, облегчать открытие ТОО или других предприятий. То есть не разрешительная система должна быть, а уведомительная для большинства вновь открываемых частных предприятий, стимулирующая творческую инициативу местного бизнеса. Вот это и есть культура управления.
– А что у нас делается в канун юридического оформления Евразийского экономического союза, который предполагается утвердить 1 января 2015 года?
– По инициативе казахстанской стороны предложено, чтобы 2013 и 2014 годы стали периодом особо эффективного сотрудничества между Казахстаном и Россией. Я недавно вернулся из Омска. Мы, сенаторы, вместе с Ассамблеей народа Казахстана провели духовную акцию, собрали представителей диаспоры – там проживает около 100 тысяч казахов, а также других выходцев из Казахстана. Прозвучал доклад “О роли казахской диаспоры в социально-экономическом развитии Омской области”. Представьте, какое внимание уделяют проблемам проживающих там казахов?! Расширяют вещание радио и телевидения, открывают школы, газеты на казахском языке. Так, в канун создания Евразийского экономического союза мы выстраиваем его духовный каркас. А вместе с этим духовным началом поднимется и экономика – как в законе о сообщающихся сосудах.
У Казахстана, России, Белоруссии есть общность историческая. Как говорил знаменитый русский тюрколог Гумилев, это ландшафтный принцип формирования ментальности, традиций и правил жизни, исходящий из конкретной географической среды. У проживающих в Казахстане русских, казахов, немцев, татар, евреев, корейцев сформировались общие правила жизни и, как я еще называю, общеказахстанская ментальность. В моей формуле этой ментальности, с одной стороны, закон постоянства, уважительное отношение к прошлому, устойчивое обращение к традициям, а с другой – закон подвижности. Способность нации не только принять другую культуру, а казахи приняли более 130 народов, но и понять ее. От этого и сформировались казахстанский менталитет и толерантность. Даже при всех наших недостатках у нас в Казахстане сформировались высокие духовные правила жизни.
Возьмем простую казахскую пословицу: “Я говорю дочери, а ты келiн (сноха) слушай”. Но сколько в ней духовности. Сноха пришла в дом к мужу, ее нельзя ругать и заставлять. Таков принцип тактичного воспитания. А сноха, приходя в дом, уважительно относится к родственникам мужа, прежде всего к родителям. И дети, видя, как мама бережно хранит эти традиции, тоже формируют их в себе.
Казахи говорят: если в дом издалека приехал семилетний бала (мальчик), то 70-летний аксакал ему две руки подает. Это уважительное отношение старика к младшему, к ребенку. Он издалека приехал, он – гость. Или церемония, когда голову (бас) подают главному и уважаемому гостю. А на юге ухо дают младенцу, чтобы он слушал мудрые слова аксакала… Мы духовно богаче от этого многонационального общения. А кауырдаку, какой делает моя жена, может позавидовать любая казашка. Он во рту тает. Таковы правила жизни сегодня у нас, у Башмаковых.
Астана – Петропавловск