Американские военные базы в ЦА: кто следующий?

Что же происходит со столь ранее любимым, а в последнее время потерявшим свою привлекательность американским присутствием? В принципе, подобный вопрос задают себе и сами постоянные "жители" данных формирований.
Не стоит говорить, что Узбекистан предоставил 180 дней для вывода солдатов США со своей территории. Конечно, вначале это не сильно озадачило Пентагон, который ранее уже сталкивался с Декларацией стран ШОС, когда США недвусмысленно дали понять, что страны региона не горят желанием лицезреть их военных на территории Центральной Азии.
Но настойчивость Ташкента показала, что в этом случае речь не идет об определении своей позиции по отношению к размещенной базе, а уже реально стоят сроки ее вывода, даже несмотря на то, что она (база) представляет собой филиал вооруженных сил одной из ведущих держав мира.
Вследствие этого Пентагон вынужден был искать другие пути для передислокации своих баз в регионе, из которого он не намеревается в ближайшие лет 20 уходить.
Принимая во внимание рост антиамериканских настроений в Центральной Азии, Вашингтон действует сообразно сложившейся ситуации и предлагает республикам региона очередную финансовую помощь. При этом, не забывая упоминать, что помощь будет расти пропорционально использованию военных баз.
Поэтому вояж специального представителя генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберта Симонса в Бишкек подтвердил намерения Белого дома. Мало того, Р. Симонс прямо заявил, что страны Североатлантического альянса планируют "увеличить объемы использования авиабазы, расположенной в аэропорту "Манас", недалеко от кыргызской столицы. Причем, по словам Симонса, натовские войска в Киргизии останутся до полного "умиротворения" Афганистана.
С одной стороны здесь прослеживается продуманная линия Вашингтона по расширению и упрочнению своих позиций, а, следовательно, и зоны американского влияния на республики Центральной Азии.
В то же время становится очевидным, что подобные слова прозвучали после встречи данного представителя Пентагона с руководством Узбекистана.
Создается впечатление, что США поставили в такое положение, что даже благодаря своему международному авторитету (который, по мнению многих, держится в основном на военной составляющей и финансовой помощи) Вашингтон не смог договориться с центральноазиатской республикой, которую по многим параметрам сами же американские компании отнесли к разряду развивающихся стран.
Не подействовали возможные санкции со стороны США и международных организаций, которые негласно находятся под патронажем Белого дома.
И далее после неудачной попытки Вашингтона договориться с Ташкентом о дальнейшем пребывании американской базы на узбекском военном аэродроме Ханабад, внимание Белого дома остановилось на других республиках Центральной Азии.
Итак, на первом месте в списке претендентов находится Кыргызстан, чье значение для сил антитеррористической коалиции в Афганистане стало возрастать.
Так как афганская кампания еще длительное время будет находиться на стадии завершения (что, впрочем, играет только на руку Белому дому), а американцы будут всеми путями держаться за этот веский аргумент и искать на территории региона своих союзников.
Именно поэтому внимание американского генералитета привлекла авиабаза США - "Ганси", которая возникла в 2001 году в международном аэропорту Киргизии "Манас", в пригороде Бишкека, и, к слову, была создана в том же году, что и американская авиабаза, размещенная по мандату НАТО в Ханабаде (Узбекистан).
Итак, Вашингтону удалось договориться с новыми властями Кыргызстана о дальнейшем пребывании американских военных в "Манасе". Вторым достижением Пентагона стало получение согласия Бишкека на увеличение здешнего американского контингента благодаря большим финансовым обещаниям со стороны США.
Становится очевидным, что военнослужащие будут переброшены из Узбекистана на территорию Кыргызстана. Но, военная база в Кыргызстане не резиновая, и наученный горьким опытом Вашингтон довольно четко усвоил народную мудрость, которая гласит, что "нельзя все яйца хранить в одном лукошке".
Поэтому на сегодня резонным является вопрос: кто следующий? То есть, какая республика региона будет очередной целью переговорного процесса Вашингтона для размещения очередного воинского контингента американских военнослужащих.
И в этом смысле поездка по Центральной Азии Госсекретаря США Кондолизы Райс является весьма знаменательной.
Тем временем в регионе остаются только три республики, способные рассматривать предложения Вашингтона, тем более что и на Каспии президент Азербайджана Ильхам Алиев дал понять, что его страна пока не намерена давать приют выводимой из Узбекистана по требованию Ташкента американской военно-воздушной базы "К-2".
Поиск ведется, и довольно длительное время. В этом случае симптоматично выглядят участившиеся визиты главы американского оборонного ведомства Дональда Рамсфелда, которому удалось уговорить колеблющихся лидеров Таджикистана и Киргизии не следовать примеру своего регионального соседа.
В результате Рамсфелд получил от правительств двух центральноазиатских республик заверения, что Пентагон и дальше может пользоваться военными базами на их территории для проведения операций в Афганистане.
Тем не менее, для Вашингтона проблема размещения выводимой из Узбекистана базы не упростилась.
При этом Белый дом не вдохновляет идея того, что Таджикистан к уже размещенному в аэропорту Душанбе небольшому подразделению ВВС Франции, готов принять часть оборудования и значительное количество персонала военной базы США, дислоцированной в Узбекистане.
Вашингтон пока в раздумье принять ли помощь Таджикистана, беднейшего государства Центральной Азии и обладателя самой протяженной границы с Афганистаном или попробовать разместить свои военные базы на территории другой центральноазиатской республики.
В данном случае речь идет о Туркменистане. В этой стране уже побывал с двухдневным визитом командующий Центральным командованием США генерал Джон Абизейд, который встретился не только с министром обороны Туркменистана, но и получил аудиенцию у Туркменбаши.
Вполне вероятно, что Белый дом рассматривает Туркменистан в качестве своеобразного "преемника" Узбекистана. В этом случае Вашингтон сразу достиг бы двух целей:
1. оставил свою военную базу в Центральной Азии (и возможно, увеличил бы ее как в количественном /военнослужащие/, так и в качественном /военная техника/ состоянии);
2. закрепил свое влияние в Туркменистане, столь богатом легкодоступным газом, и с режимом, который уже близится к своему закату
.
Здесь немаловажно отметить, что туркменский аэродром в Мары, рассматриваемый в качестве потенциальной базы для американских солдат, уже сегодня используется ими для дозаправки своих самолетов, причем уже на протяжении длительного периода времени.
Хотя первоначально американцы получили разрешение только на использование воздушного пространства Туркменистана. Для справки: военный аэродром в Мары был крупнейшим военно-стратегическим объектом в СССР. На базе данного аэродрома действовала школа по подготовке военных летчиков из дружественных СССР стран.
Поэтому интерес Пентагона к данной республике выглядит более чем обоснованным. И можно с определенной долей уверенности констатировать нахождение в ближайшее время общих точек соприкосновения между двумя странами.
В результате, даже при кажущемся сворачивании военной базы, США не теряют своего влияния на регион, а, скорее всего, при заключении соглашения с Туркменистаном - расширят его.