Американские спецслужбы помогают следить за казахстанцами

Публикация доклада авторитетной британской коммерческой организации Privacy International проливает свет на некоторые аспекты сотрудничества силовых органов таких стран, как Израиль, США и Германия с коллегами из центральноазиатских стран, включая Казахстан. Формально, это взаимодействие служит обеспечению безопасности граждан ЦА, несмотря на это публикация доклада грозит обернуться очередным громким скандалом, разоблачающим западные спецслужбы, и может стать доказательством правоты опального агента ЦРУ Эдварда Сноудена, передает Курсивъ.

96-страничный обзор рассказывает об электронных технологиях видеонаблюдения в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В докладе объединены результаты работы группы консультантов, технических, правовых и политических экспертов, и он является итогом разговоров экспертов с конфиденциальными источниками. Доклад базируется на многоступенчатых опросах региональных аналитиков, и лиц, которые могли стать объектом надзора, а также представителей телекоммуникационных компаний.
Как отметили составители доклада, его целью является содействие в принятии эффективных законодательных мер в связи с быстрым развитием мировой индустрии наблюдения для предотвращения попыток государств установить контроль над частной жизнью граждан.

В ходе мониторинга представителям Privacy International удалось выяснить, что взаимоотношения многих передовых технологических стран с центральноазиатскими государствами не ограничиваются лишь областью экономического, политического и культурно-гуманитарного сотрудничества, но и охватывают те сферы, которые далеко не в лучшем свете характеризуют страны западной демократии. Согласно выводам экспертов они охотно делятся с государствами ЦА, разработанными у себя технологиями видеонаблюдения, а также снабжают их специальными компьютерными программами, что, скорее всего, подтверждает предположение Эдварда Сноудена о масштабном характере слежки за гражданами даже в странах, считающимися образцовыми демократиями.

Центральноазиатские республики получили режимы наблюдения, подобные российской системе оперативных мер расследователей (СОРМ). СОРМ – эта система, с помощью которой разведывательные органы могут получить прямой доступ к информации о торговых сетях. Ключевой особенностью СОРМ, как и в других моделях «законного перехвата», является то, что производители коммуникаций в области поставки услуг (CSP) и телекоммуникационного оборудования обязаны обеспечить, чтобы их сети и оборудование было доступным для мониторинга, с целью хранение и анализа перехваченных сведений. Своим оборудованием с ЦА делятся и израильские компании, такие как NICE Systems и Verint. Они имеют долгосрочные контракты со странами центральноазиатского региона. В распоряжении республик ЦА появились и новые системы, обеспечивающие перехват телефонных разговоров и интернет данных.

В докладе отмечается, что, к примеру, в Узбекистане со стороны Израиля была предпринята попытка облегчить перехват зашифрованного SSL- трафика, что дает беспрецедентный доступ к частным коммуникациям.

Немецкая компания Trovicor GmbH известная на рынке как центр мониторинга за всеми сотовыми сетями, помогла наладить получение необходимой информации представителям министерства внутренних дел Таджикистана, утверждается в докладе.

Государственный надзор должен осуществляться только в контексте надежных правовых ограничений и при наличии строгого независимого контроля. Прямой доступ, обеспечивающийся центрами мониторинга с моделью СОРМ, представляет собой проблему для защиты индивидуальных прав человека, считают авторы исследования. Они утверждают, что в Центральной Азии, крупные производители многонационального оборудования работали с органами власти и компаниями, чтобы удостовериться, соответствует ли их продукция требованиям системы СОРМ.

Правовая база, регулирующая электронное наблюдение в Центральной Азии является недостаточной для обеспечения соблюдения международных стандартов в области прав человека, считают эксперты. Для того, чтобы технологии не подрывали систему обеспечения прав в ЦА Азии, потребуется значительная политическая воля, заметили они.

Аналитики подчеркнули, что технологии наблюдения не должны быть экспортированы, если существует риск их неправомерного использования и подрыва базовых общечеловеческих ценностей. Компании, продающие электронное оборудование, системы видеонаблюдения для государственных учреждений, операторов связи и производителей телекоммуникационного оборудования играют ключевую роль. Составители доклада считают, что политика западных стран должна быть переориентирована на эффективную работу с правительствами Центральной Азии в области обеспечения безопасности. Но нельзя допускать, чтобы передовые западные технологии позволяли следить за гражданами ЦА. Авторы считают, что эта тема должна подниматься на уровне ООН, для обеспечения корпоративной социальной ответственности Запада, имеющего самые современные технологии слежения и охотно раздающего его для получения собственных выгод от правительств тех или иных стран.

Президент общественного фонда Liberty Галым Агелеуов считает, что Запад всегда был предельно откровенен, поэтому если мы не прилагаем усилий в достижении собственных гражданских прав и свобод, то мы интересны ему только как сырьевая ресурсная база. Подход к авторитарным странам прагматичный - имеет ли смысл тратить деньги на развитие гражданского общества, если оно не интересно самим гражданам, подчеркнул он.

«Не лучше ли перестать конфликтовать с местной властью и ограничиться очередной депешей, которая ни к чему не обязывает. Вот это и происходит в реальности. Все рады, а Госдеп разводит руками. Но этот путь в никуда и виноваты все, прежде всего мы сами. На все это накладывается прекращение многовекторной политики в сторону российского геополитического усиления. Поэтому США и занимает такую позицию, де- факто признавая «право первой ночи» за Россией, потому что мы сами идем в фарватере Кремля. Приоритетом для США в последние годы стало общение именно с государственными структурами, которые принимают решения, а не с представителями гражданского общества», - заметил он.

Не удивился тому, что Запад охотно снабжает страны ЦА системами слежения и политолог Петр Своик, правда, он вывел из этого многоступенчатую формулу. Он заметил, что на октябрь 2014 года в Национальном фонде накоплено $76,84 млрд, а процентов за все годы их хранения набежало на $10,32 млрд. Сам доллар за это время обесценился - количественное смягчение - гораздо больше. А как отражение хранения валютных избытков «вывозной» экономики за рубежом, внешний долг Казахстана на середину 2014 года достиг величины $155,54 млрд. За «обслуживание» же его из Казахстана на тот момент уже было вывезено $278,35 млрд, к концу же года будет 297,5 млрд. Это - экономическая суть сотрудничества развитых и «развивающихся» государств из которых вытекают и вопросы, связанные и с правами человека, и с системами видеонаблюдения и прослушки, считает эксперт.

«Само собой, что и в других сферах, включая права человека, сотрудничество осуществляется с опорой на сохранение «вывозного» варианта «развития» постсоветских «суверенов». То есть, никаких «двойных стандартов» нет, есть базовый стандарт сырьевой и монетарной эксплуатации таких суверен-феодальных образований, с одновременным удержанием их в нужном русле геополитики. А демократия и права человека - это упаковка такого базового стандарта. Сама по себе, кстати, весьма полезная, но в устах ни Запада, ни принимающих и отдающих дары автократий ничего не значащая», - заметил г-н Своик.

Независимый политик Амиржан Косанов считает, что не нужно преувеличивать роль западных стран в продвижении демократических ценностей в других регионах, в том числе и в нашем. Ибо дело установления подлинно демократического общества - дело рук самих жителей этих стран. Все это особенно наглядно видно, если оценивать позиции и действия западных стран и международных демократических институтов на примере постоветских государств, и Казахстан здесь не исключение.
«Никто пока не отрицал известное высказывание:

«Бытие определяет сознание». Надо быть реалистами и понимать, что политику каждой из ведущих стран Запада в отношении нашего региона в целом и Казахстана в частности будут определять ее коренные национальные интересы. Туда входят и экономические интересы, особенно заинтересованность в получении энергоносителей, участие большого бизнеса этих стран в проектах в регионе, и также геополитические обстоятельства, связанные с соседством с Китаем и Россией, близостью к Афганистану. В то же время нельзя полностью отрицать роль этих стран и организаций. Ведь Казахстан формально является членом той же ОБСЕ, которая выступает за демократические преобразования, во всяком случае, так написано в ее уставных документах. И тоже формально обязан соблюдать ее принципы. Но, к сожалению, перед своим председательством в этой организации, заранее обещав пойти на некоторую политическую либерализацию, Астана обещание все еще так и не выполнила. Так что, мы познали цену как и ОБСЕ, так и этим обещаниям», - резюмировал Косанов.