Американские санкции на нефть выгодны Казахстану - эксперт

22 апреля стоимость барреля нефти марки Brent выросла более чем на 2,5 процента, впервые с 2018 года поднявшись выше 74 долларов за бочку. Рост цен, связанный с ожидаемой внешней политикой США, помог тенге - тогда нацвалюта по итогам утренней сессии укрепилась к доллару на 2 тенге.

Недавнее укрепление тенге выглядит относительно значительным. Но так ли это на самом деле и стоит ли прогнозировать положительную динамику? Кроме того, Америка заявила о полном запрете на импорт иранской нефти для ряда государств, что определенным образом вполне может отразиться и на Казахстане. Дабы тщательнее разобраться в этих моментах, корреспондент Caravan.kz обратился к отечественному аналитику и руководителю аналитического департамента "FXPrimus" Арману БЕЙСЕМБАЕВУ.

 

 Арман Бейсембаев. Фото - Facebook

- Есть два момента, на которых сходятся мнения большинства в экспертном сообществе, - отметил Бейсембаев в самом начале беседы. - Первое, учитывая стоимость нефти в настоящий момент, равновесный курс USD/KZT находится на уровне около 360. В норме при росте цены на нефть курс тенге тоже должен был плавно укрепляться до этих уровней. Однако мы этого не видим. Только сейчас мы увидели какую-то динамику и стремление тенге к своему равновесному уровню. Однако дойдет ли он до него – большой вопрос.

Из этого вытекает второе: наблюдается некоторое расхождение между стоимостью нефти и курсом тенге. Нацвалюта колебалась в пределах +/-1,5 тенге. Есть основания полагать, что курс полностью управляем, и его поведение сильно напоминает режим фиксированного курса.

Если это так, то ожидать какого-то позитива и существенного укрепления тенге, думаю, не стоит, поскольку до конца неясны цели подобного управления курсом.

Есть небольшая надежда, что зафиксированный курс все же отпустят, и при сохранении нынешних цен на нефть тенге все же придет на свой равновесный уровень, который сейчас находится в районе 350-360.

- С начала мая США не станут продлевать временные исключения, которые позволяют восьми странам покупать у Ирана нефть без угрозы попасть под санкции. Это Индия, Китай, Тайвань, Турция, Южная Корея, Япония, Греция и Италия. К чему приведет запрет американцев в рамках мировой экономики и коснется ли это каким-либо образом Казахстана?

- Все последние падения цен на нефть были мотивированы только одним фактором: объем добычи (предложение) превышает спрос. Поэтому страны ОПЕК+ предпринимали меры по ограничению добычи, чтобы стабилизировать цены на нефть. Эти меры действительно помогали, цены начинали расти, а дополнительно их рост поддерживали любые выпадающие объемы добычи из таких стран, как Венесуэла, нестабильность Ближнего Востока и сбои в поставке оттуда. Так что санкции против Ирана – это тоже выпадающий объем, и это в определенной степени только поддерживает стоимость нефти.

В свою очередь это позитив для Казахстана, поскольку нам, как нефтяной стране, выгодны высокие цены на нефть.

Другой вопрос в том, что эти выпадающие объемы готовы замещать сами Соединенные Штаты, которые за последние пару лет из абсолютного импортера нефти превратились в экспортера. Более того, намерены только наращивать добычу и выбрасывать на рынок все больше нефти при одновременном снижении себестоимости ее добычи. Как мировому лидеру, им никакие соглашения по этому поводу совершенно не указ. А это рано или поздно сведет на нет любые старания стран ОПЕК+. Возникает развилка решений, когда дальнейшее снижение объемов добычи нефти странами ОПЕК+ позволит США отжимать у них рынки. А увеличение приводит к тотальному падению стоимости углеводородов.

Как будет решаться этот вопрос и будет ли найден выход из этой ситуации, пока неизвестно.

- А если опираться на статистические данные, то как часто после значительного подорожания нефти наблюдается значительный обвал цен на нее? И если же это все-таки произойдет в следующем месяце, может ли курс валют - тенге в том числе - достигнуть критической точки?

- Цены на нефть довольно чутко реагируют на состояние мировой экономики, так как это основной источник энергии современной цивилизации. Если падает деловая активность в мире, соответственно падает энергопотребление, а значит, падает и спрос на нефть, что приводит к падению цены. Это и создает циклы. На этапе роста мировой экономики растет и стоимость нефти, и наоборот. Это примерно каждые 10 лет в рамках большого цикла.

Нельзя исключать и спекулятивную составляющую, так как 95 процентов всех фьючерсов на нефть – это, по сути, бумажные контракты, за которыми нет реальной поставки базового актива. То есть вся основная динамика стоимости углеводородов не зависит от физической нефти. Это приводит как к неадекватному росту, так и сокрушительному падению, тогда как динамика добычи или сокращения объемов происходит не настолько быстро.

Учитывая то, что я сказал выше, до конца года можно ожидать большого падения цен на нефть примерно в район 35-40 долларов за баррель. Разумеется, это потянет за собой и курс тенге, который к этому моменту может выскочить за психологическую отметку в 400 тенге за доллар, - резюмировал Арман Бейсембаев.