Фондовые рынки нащупывают дно?
Первыми почувствовали неладное страховые и авиационные компании. Котировки их акций упали на первых же биржевых торгах. Этим, по версии NTV.ru, заблаговременно воспользовалась группа финансистов, связанных с саудовским миллионером Усамой бен Ладеном. Финансовая организация за неделю до трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне совершила на бирже операцию с акциями одной из ведущих германских страховых компаний (есть сведения, что эта спекулятивная акция была не единственной), зная, что ее ценные бумаги резко упадут в цене, что и произошло.
Ведущие инвестиционные компании и банки мира теперь предпринимают экстренные меры, чтобы не допустить в ближайшие дни массовой распродажи акций на фондовых рынках. Пожалуй, впервые в истории банки получили беспрецедентные полномочия отказывать инвесторам в продаже крупных пакетов акций.
Фондового рынка Казахстана это не коснулось особенно. Связано это с тем, что казахстанский рынок акций очень узок. И большинство акций ведущих компаний принадлежат либо государству, либо стратегическим инвесторам. В обращении на рынке ходит лишь незначительная доля этих акций, и поэтому их цена никоим образом не определяет ни состояние экономики республики, ни состояние этих крупных компаний. Те цены, которые сейчас складываются у нас на бирже, в большей степени отражают состояние лишь брокерских компаний, то есть тех, кто владеет этими акциями. Естественно, что все эти процессы не имеют никакой взаимосвязи с мировым финансовым рынком вообще и фондовым в частности.
Что касается рынка облигаций, этот рынок развит в большей степени. Но так как наш рынок минимально интегрирован в мировые финансовые рынки, то естественно, все, что там происходит, никоим образом на него не влияет. Единственное, на что могло повлиять то, что произошло в Америке, это на рынок наших еврооблигаций, евронот, евробондов. Четыре эмиссии Казахстан выпустил, одна уже погашена, осталось три. Вот эти три эмиссии сейчас торгуются на нашей бирже, они выпущены в долларах США и их существенная доля куплена инвесторами за рубежом. Но их стоимость не изменилась, поскольку это очень популярные бумаги у нас на рынке, но за рубежом большого интереса к ним нет. Это с одной стороны, а с другой - экономика Казахстана стабильна, и тот, кто вкладывает в казахстанские ценные бумаги за рубежом, это, как правило, квалифицированные инвесторы, которые прекрасно знают положение наших дел - они не отождествляют Казахстан, скажем, с Россией, Таджикистаном.
Специалисты Казахстанской фондовой биржи подчеркнули, что наша позиция очень уникальная: "Мы не то что в стороне - мы между всеми и нас пока все эти катаклизмы задевают в меньшей степени. Другое дело, что если широкомасштабные боевые действия повлекут мировой финансовый кризис, то тут вполне вероятно снижение спроса на нефть, как это было в 1998 году, и могут быть негативные последствия".
Инвесторы нас не покинут?
Как отразится это на настроении инвесторов - трудно предугадать. Несколько компаний, оказывающих консалтинговые услуги иностранным инвесторам, и очень тонко чувствующие рынок, осторожны в своих комментариях по этому поводу. Им не хотелось бы сегодня посеять панику и подорвать доверие к нашим проектам.
С одной стороны, страна, всегда привлекательная для бизнеса, не перестанет быть таковой, если в ней сохранится политическая и -хотя бы относительно - экономическая стабильность.
С другой, намечается тревожная тенденция. ООН уже в этом году, без учета последствий терактов в США, прогнозирует снижение иностранных инвестиций по сравнению с прошлым годом на 40 процентов. Если в прошлом году они составили 1,27 триллиона долларов, то в этом году размер международных инвестиций не превысит 760 миллиардов долларов. Главной причиной такого спада называют сокращение количества слияний крупных компаний. Что удивительно, наиболее резко - почти в два раза - снизится объем инвестиций в промышленноразвитых странах. Нам придется чуть полегче. Во-первых, основные инвесторы все-таки работают в нефтегазовой сфере, что говорит само за себя, во-вторых, по прогнозам экспертов ООН, потеря инвестиций развивающихся стран не будет столь существенной - всего 6 процентов инвестиций.
Кроме того, республика проводит активную политику привлечения в экономику отечественных инвесторов. Президент уже не раз призывал их консолидировать свой капитал с тем, чтобы "вырасти из коротких штанишек" и перейти к более серьезным проектам.
ОПЕКаем рынок или нет?
Как только стало известно о трагедии в США, цена нефти на мировом рынке возросла до 31 доллара за баррель. Началась паника в американских городах - на бензоколонках появились очереди, люди запасались топливом впрок.
Чтобы не допустить неконтролируемого роста цен на нефть, американское руководство попыталось надавить на организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) с тем, чтобы она предприняла срочные меры по стабилизации мирового нефтяного рынка. Незадолго до событий было принято решение о снижении добычи нефти на миллион баррелей в сутки с тем, чтобы удержать цены на приемлемом уровне. Теперь, по мнению американской администрации, ОПЕК просто обязана принимать в расчет интересы мировой экономики и отменить свое прежнее ограничение, а, если того потребуют обстоятельства, пойти и дальше.
Генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес не склонен считать, что сейчас нужно увеличивать экспорт нефти. Это означает, что мировые цены на нефть будут продолжать расти. Нефтяные компании могут быть довольны, но они изо всех сил пытаются скрыть свою радость: действительно, уместно ли хлопать в ладоши тогда, когда в подкорке как заноза сидит мысль о том, что этот денежный поток обагрен кровью?
По логике, ОПЕК должна бы способствовать снижению цен. Потому что существует вероятность того, что со стороны ведущих импортеров может упасть спрос - уже потребление нефти понизилось на 1,5 миллиона баррелей в сутки, в частности, из-за снижения потребностей в топливе авиакомпаний. Но этот вопрос, если и будет решен, то не ранее 26 сентября.
Основные экспортеры нашей республики тоже замерли в ожидании. К сожалению, им приходится строго придерживаться существующих квот поставки нефти на мировые рынки. Сейчас, конечно, они оказались бы в выигрыше, если бы их квоты были увеличены. Они говорят о том, что никакого по сути повышения мировой цены на нефть не произошло - эти цены просто колебались и теперь зависли на взлете.
Ситуация на внутреннем рынке остается достаточно спокойной. По крайней мере, в последнюю неделю повышения цен на бензин не последовало. А что будет дальше? Если мировые цены будут неизменно ползти вверх и министры стран ОПЕК оставят в силе свое прежнее решение об ограничении добычи нефти, то повышения цен на бензин не избежать. Кроме того, в случае развертывания войны США против талибов, нефть подорожает еще больше, что неизменно скажется и на внутренних рынках.
Сколько продлится "черный вторник"?
Для граждан, держащих свои сбережения в основном в долларах, прошлый вторник оказался "черным". Быстро просчитав всевозможные варианты, люди бросились в обменники сдавать нажитую непосильным трудом валюту. Курс покупки доллара резко пошел вниз, достигнув отметки в 135 тенге за доллар. Курс продажи оставался на прежнем уровне. Председатель правления Национального банка РК Григорий Марченко призвал граждан не поддаваться панике, а в адрес обменных пунктов прозвучала реальная угроза: если не хотите работать на валютном рынке, то сдавайте лицензии! Что удивительно, одной фразы главы Нацбанка хватило, чтобы участники валютного рынка пришли в чувства: уже на следующий день курсы покупки валюты стабилизировались, а через некоторое время доллар, вопреки ожиданиям, начал укреплять свои позиции.
Для этого есть две причины. Либо валюта США искусственно поддерживается на нашем рынке (все-таки у Нацбанка есть резервный фонд), либо, наоборот, ее не хватает. И то и другое очень настораживает, поскольку уже в ближайшее время может произойти обвал курса доллара.
Только теоретически укрепление национальной валюты может быть желанно, на самом же деле этот факт может иметь далеко идущие последствия.
Во-первых, рискованным представляется положение Национального фонда республики, который создан как раз-таки с целью снижения зависимости экономики страны от воздействия неблагоприятных внешних факторов и от конъюнктуры мировых цен. И хотя сейчас не его счету больше миллиарда долларов, это не такие большие деньги. Дело в том, что основные средства Нацфонда вложены в государственные акции США!
Во-вторых, тут только появилось доверие к банкам, а падение американской валюты может поставить крест на их устойчивости. Под удар, естественно, попадут и простые граждане республики, чрезмерно уважающие доллар.