Конкурс "Алтын Сапа" - это нечто вроде нашего казахстанского аналога "Оскара", только среди производственников-промышленников.
В каждом регионе проводится такой конкурс, победители которого затем выставляют свои товары на соискание премии Президента РК "За достижения в области качества".
Конкурс, конечно, еще очень молодой, соответствующее решение о проведении региональных выставок "Алтын Сапа" было принято правительством только в ноябре прошлого года. Что, впрочем, неудивительно, учитывая что еще лет пять-семь назад мы только-только очухались от глубокого кризиса, казавшегося бесконечным. Потом, правда, стали выкарабкиваться, однако даже еще годах в 2003-2004 говорить о каких-либо производственных достижениях в регионах можно было в единичных случаях, и устраивать конкурсы-соревнования для этих уникумов на местах было попросту не с кем.
Ныне же конкурс пришелся, кажется, как нельзя кстати. Есть на что посмотреть, чем похвастаться. А самое главное - промышленники восприняли конкурс тоже на ура. Ведь многие серьезные бизнесмены уже давно понимают, что главное в бизнесе - отвечать за качество своей продукции. А здесь просто массированной рекламой, явной и скрытой, с использованием набившего оскомину слогана "у нас новейшие европейские технологии", обойтись трудновато.
Мы сейчас в основном все и вся осуществляем по американским и европейским технологиях, на заморском оборудовании и т.д. Однако каждый все-таки делает это по-разному. Взять хотя бы те же "окна, двери, витражи".
Я конечно здесь далека от мысли, что конкурс сможет избавить нас от халтуры и низкопробности отечественных "фирмачей". Более того, не сомневаюсь, что номинантом какого-либо конкурса вполне, и даже заслуженно может стать кто- нибудь из тех, кто для показухи будет работать очень хорошо, но вот на поток пускает товары ниже среднего уровня.
Впрочем, как утверждает южно-казахстанская областная комиссия по присуждению звания дипломантов регионального конкурса-выставки "Алтын сапа", здесь такого быть не может в принципе.
Конкурс проводится достаточно дотошно, товаропроизводитель проверяется не только по заявленным на выставку образцам продукции, но и по "общей массе товаров". Тут уже некоторые секреты самой конкурсной комиссии, не доверять которой пока нет причин.
На конкурс заявлено три номинации: "Лучшие товары производственного назначения", "Товары для населения", "Лучшие продовольственные товары".
В каждой из номинаций определются дипломы за первое, второе и третье место. Победители региональных конкурсов затем участвуют в республиканском смотре. При этом все материалы для участия на Республике уже отправляют непосредственно организаторы регионального конкурса "Алтын сапа".
Дипломанты республиканского конкурса получают право в течении двух лет использовать эмблему конкурса в рекламных целях.
В областную конкурсную комиссию поступили заявки и материалы на участие в "Алтын сапа" от 33 предприятий и предпринимателей Южного Казахстана.
Заметим, что по условиям конкурса, в нем могут принимать участие не только юридические организации, но и физические лица, занятые в производственном малом и среднем бизнесе.
Естественно, в номинации "Товары производственного назначения" тон задавали такие общепризнанные гиганты Юга как "Петро Казахстан Ойл Продактс", выставившее свои жидко-топливные материалы и ГСМ, АО "Южполиметалл" (бывший шымкентский свинцовый завод), возродившийся Кентауский трансформаторный завод, некогда снабжавший промышленными трансформаторами пол-Советского Союза. Однако и им уже вполне достойную конкуренцию составили такие новые предприятия как "Альянс Казахско-Русский текстиль", "Корпорация АК Алтын", и даже районные производители - "Дина-Н (Сарыагаш), ПК "Женис и К" (Казыгуртский район).
Еще более жесткая конкуренция велась в номинации "Товары для населения". Здесь бренды "Меланж", "Фирма-Восход", встретились с серьезными соперниками в лице не только аналогичных крупных производителей, но даже с частными предпринимателями из Сарыагаша (ИП А. Бердалиев) и Туркестана (ИП "Хамракулов Насир").
Наиболее же ярко были представлены номинация продовольственных товаров. К сожалению, не обошлось и без ложечки дегтя. Бродя по обширной итоговой выставке, устроенной в бизнес-центре "Махамбет", многие шымкентцы с удивлением узнали, например, что десяток яиц первого сорта от местной птицефабрике "Шымкент Кус" стоит 100 тенге (на рынках, не говоря уже о супермаркетах, стоимость аналогичных жумыртка ниже 150 тенге за десяток не опускается). К тому же выяснилось, что та же "Шымкент кус" выпускает еще с три десятка всяких вкусностей из курицы, включая рулеты, колбасы и прочего. Примечательно, но на все эти виды продукции здесь же были выставлены цены товаропроизводителя. Что вызвало некоторое негодование и печаль граждан: "почему вы не продаете это все народу?"
Тут-то и выяснилось, что фирма не имеет своих собственных магазинов, но реализует товар только через маркеты, где есть соответствующие условия хранения и продажи такого скоропортящегося товара. Но те, (супермаркеты), видимо, добавляют такую наценку, что товар сразу переходит в разряд малодоступных, и, следовательно, неизвестного большинству простого населения. Это понимают и сами "шымкенткусовцы" но поделать ничего не могут. Организовывать собственную сеть фирменных магазинов фабрика не в состоянии. Влиять же на ценообразование в супермаркетах, даже на свой товар, производители не могут, либо их возможности здесь очень ограничены. Аналогичные проблемы и у ряда других производителей пищевой продукции. -- Если бы магазины не накручивали стоимость, то мы - товаропроизводители, могли бы еще увеличить производство, и даже снизить отпускную цену, -жаловался один из предпринимателей. - Увы, здесь какой-то замкнутый круг.
Тем не менее конкурс-выставка Алтын Сапа вполне удался. Мы намеренно не будем перечислять всех дипломантов регионального смотра. Главное, что осталось полное ощущение, что проигравших не было ни одного.
А значит, главный выигрыш получит казахстанский потребитель.