Алтын мадам. Золотой человек был женщиной?

В этом году исполнилось 46 лет с момента, когда обнаружили самую известную археологическую находку в Казахстане – “Золотого человека”. Все чаще можно слышать гипотезу о том, что царская персона из Иссыкского кургана вполне могла быть женщиной. Ведь стопроцентных доказательств о принадлежности к мужскому полу... не существует.

Золотой костюм важнее пола?

Напомним, что сакская гробница V–IV вв. до н. э. в непотревоженном виде была обнаружена в апреле 1970 года у города Иссык, что в 80 километрах от Алматы. Тогда писали, что открытый археологами воин похоронен, будто в золотом панцире. Сначала найденного индивида называли “человек в золотой одежде”, но постепенно в обиход входит название “Золотой человек”. Обилие золотых элементов поражало воображение (в погребальной камере были найдены свыше 4 тысяч золотых предметов, 31 сосуд из глины, дерева и серебра, серебряная ложка, деревянный черпак, 26 бусин из сердолика и пасты и другое), археологи прежде не находили таких богатых захоронений на территории нашей страны.

Интересно, но, изучив материалы, нам показалось, что золотому наряду внимания всегда уделялось больше, нежели личности самого иссыкского воина. Да и со скелетными останками было фатальное невезение – череп уже был раздавлен, одна нога с костями и золотыми вещами украдены. Потом на несколько десятилетий пропал и сам костяк сакского воина, по которому можно было бы установить половую принадлежность.

В книге “Тайны “Золотого человека”, которая презентована этой весной, приводится протокол заседания отдела археологии Института истории, археологии и этнографии АН КазССР от 16 марта 1972 года, когда у руководителя экспедиции Кималя АКИШЕВА спросили: “Дал ли что-нибудь для археологии сам скелет?”. Он ответил: “Восстановить его из-за плохой сохранности нет возможности, зато можно было установить принадлежность к мужскому полу, размеры”.

Несмотря на то что иссыкский воин буквально с первых дней считался юношей, на том же заседании прозвучало противоположное мнение археолога Анны МАКСИМОВОЙ (первооткрыватель петроглифов в Тамгалы): “Мне бы хотелось видеть в этом захоронении женщину, хотя антрополог О. Исмагулов склонен считать череп мужским. Но череп полностью не сохранился. К мысли, что захоронение женское, меня наталкивает и головной убор сакелек, и отсутствие стрел, колчана. Антропологи ведь тоже могут ошибаться, хотя бы изредка. Но в целом эта находка – гордость нашей казахстанской археологии, нашего отдела”.

То есть в вопросе определения биологического пола иссыкского индивида были разногласия еще в самом начале.

По шапке определили женщину

15 лет назад архитекторы-реставраторы из Алматы Наталья и Тимур ТУРЕКУЛОВЫ создали новую реконструкцию “Золотого человека” в женском облике (в частности, речь идет о головном уборе). Сделанные ими открытия опубликованы в журнале “Кумбез”, где они пишут, что “сами находки ставят под сомнение утверждение о том, что это был юноша”, ссылаясь на найденные сумочку с косметичкой и зеркало рядом с погребенным. Что касается обнаруженных якобы мужских предметов – меча и кинжала: “Встречаются в очень многих сакских и сарматских женских могилах, очевидно, являясь предметами какого-то ритуала, распространявшегося как на мужчин, так и на женщин, или просто оберегами. Кроме того, погребальный наряд состоял не только из золотых деталей, а главным образом из органических материалов, которые не сохранились. И он мог быть как мужским, так и женским, а вариаций на эту тему может быть бесконечно много”.

Новая реконструкция “Золотого человека”, авторы Наталья и Тимур Турекуловы

– Кто сказал, что там были штаны, там же вся органика сгнила, маленькие кусочки фетра, кожи были. То есть там могло быть все что угодно, – сказала “КАРАВАНУ” Наталья Турекулова. – Вообще, по источникам и литературным публикациям, осталось только золото.

По мнению Турекуловых, головной убор – самый “говорящий” предмет в пользу версии о женском начале “Золотого человека”.  

– В тот период шапки больше характерны для девушек, причем это традиционный наряд, по типу свадебного, как у казашек саукеле, – говорит Тимур. – Почти у всех тюркских народов такие шапки прослеживаются. Аналоги встречаются у татар, башкир, киргизов, туркмен и других.

В своей статье авторы вопрошают: “И вообще кто может доказать что у нее/у него на голове была шапка-кулах?”. Которую обычно носили мужчины. Более того, это могла быть не шапка, а сложная прическа (либо парик), уложенная в точности, как у “Алтайской леди” с плато Укок.

– Мы пришли к выводу, что вот эти якобы стрелы на шапке – не стрелы, а колосья. Когда мы изучали эти мельчайшие элементы, там видны рисунки колосков, – продолжает Тимур Турекулов. – Почему еще мы подумали, что эта девушка – это боковое захоронение. В древности в боковых захоронениях царей не хоронили – только принцесс. Во многих аналогичных находках эти захоронения боковые – женские, и при них атрибутика. И кинжал, и меч тоже обязательно были неотъемлемой частью.

Со своей новой реконструкцией авторы познакомили общественность на Маргулановских чтениях в 2000 году.

– Мы показали весь материал, доложили, было много народу – археологи, антропологи, реставраторы, генетики, все слушали завороженно. Все были довольны, аплодировали. Но на следующий день нам сказали: мол, что это такое – символ Казахстана превратили в женщину. Объявили, что эта реконструкция не научна.

На сегодня в мире находят все больше аналогов, которые можно сравнивать с иссыкской персоной, а значит, эта глава еще не закрыта. Правда, реставраторы говорят о том, что, если бы был доступ к оригиналам, можно было бы сделать более точную реконструкцию.

Последнее интервью

Мы не могли не обратиться к свидетелю и участнику сенсационного открытия, человеку, с чьим именем ассоциируется находка “Золотого человека”, – археологу Бекмуханбету НУРМУХАНБЕТОВУ. Говорили с Бекеном-ага по телефону… Через два дня он ушел из жизни... Профессионал с большой буквы, человек с отменным чувством юмора, очень гостеприимный, в мае ему исполнился 81 год.

За свою долгую археологическую жизнь Бекен-ага раскопал более 3 тысяч могил разных эпох. Однако самая знаменитая его находка – “Золотой человек” у города Иссык, куда он со временем переехал из Алматы.

Бекен-ага всегда говорил, что иссыкский воин был мужского пола:

– Это юноша, я чувствую. С каждым годом приближаясь к девятому десятку, убеждаюсь в этом, это шестое чувство. Меня не переубедят никакими средствами и научными методами. Представь, я около месяца его расчищал, кости гладил и всегда чувствовал, что это юноша.

В своем последнем интервью археолог сказал, что в погребальном инвентаре все указывает на принадлежность к мужчине.

– Оружие – это мальчиковое: кинжал – настоящий акинак, меч-длинный, это раз. То, что говорят насчет серьги, – это не серьга, а подвеска, которая подвешивается как украшение. Головной убор, кажется, что это саукеле, но у саукеле есть отверстие в конце, мы находили такие, через него выпускаются косы, а у этого нет отверстия, наоборот, загнуто, сверху установлена маленькая скульп­турка архара. Насчет зеркала – оно и у мужчин встречается в захоронениях.

В Государственном историко-культурном заповеднике-музее “Иссык”, где работал Бекен-ага, ждут анализа костных останков, отправленных недавно в Данию. Как было сказано ранее, костяк многие годы считался утерянным, при каких обстоятельствах ценнейшие экспонаты потерялись – неизвестно. Но недавно их нашли, а в прошлом году передали в иссыкский музей. Возвращение царских останков в музей в непосредственной близости от того места, где они были найдены в земле, прошло тихо – ни о каких публичных и торжественных церемониях по этому случаю нам неизвестно.

– Я анализа жду, знаешь почему? – говорил Бекен-ага. – Чтобы самые последние научные данные взяли, а потом предать кости земле. Может, выйдет правительственное положение о перезахоронении. Надо предать земле на государственном уровне, за катафалком должны идти все послы, с кем мы держим отношения. Только это меня интересует, а мужчина или женщина – маған бәрі бір. Причем именно таким образом – как главу государству, как царя. Ни в коем случае не в этом пантеоне, здесь в Иссыке. Он же под шестиметровым курганом лежал, мы знаем, как строили курган, как копали могилу. Весь этот обряд прямо по тому сценарию 2500-летней давности воспроизвести и похоронить.

Такова была последняя воля Бекена-ага в отношении “Золотого человека”.

“Никого не напоминает?..”

Ученый секретарь объединения музеев Алматы, археолог Мурат НУРПЕИСОВ склоняется к тому, что человек в золотой одежде, найденный в Иссыке, был женщиной.

– Я просто ссылаюсь на точку зрения нескольких людей, – говорит он. – В 1991 году в Алматы приезжала американская исследовательница Джанин ДЭВИС-КИМБЕЛ (Центр изучения кочевников Евразии Университета Беркли в Калифорнии). Она сразу сказала, что речь идет о женщине. Я не берусь ее опровергать. Она отметила: то, что здесь брюки, не имеет значения, и сам факт захоронения с оружием не является каким-то гендерным признаком, потому что скифское общество было, во-первых, военно-теократическим, во-вторых, когда речь идет об оружии – это символ власти. То, что это не рядовое захоронение, а царское, совершенно однозначно.

Тут археолог демонстрирует изображение греческих амазонок и спрашивает: “Никого не напоминает?..”. Так вот именно амазонок и других воительниц изучала Дэвис-Кимбел – доктор археологии, автор серии книг на эту тематику.

Исследовательница обнаружила, что женщины-воины были весьма распространены среди древних евразийских обществ, также среди других кочевников. В своей книге “Женщины-воительницы” она пишет о том, что останки в казахстанском захоронении были сильно повреждены, чтобы можно было определить пол, а вот другие предметы в могиле указывают на то, что это была женщина.

К “женскому инвентарю” относятся зеркало, бусины, пряслице для обработки шерсти, черпак. А высокий конический головной убор, украшенный ветвями из золотой фольги и побегов, – отсыл к ритуалу плодородия. Джанин предполагает, что это не просто воин, а жрица. По ее мнению, пол намеренно исказили, чтобы удовлетворить стереотипы. К слову, стоит взглянуть на привычные изображения царицы массагетов Томирис, и вы увидите, сколько общего с нашим “парнем”.

Кандидат исторических наук из Российского государственного гуманитарного университета Сергей ЯЦЕНКО на конференции по восточным древностям в прошлом году представил доклад “Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников”. По его мнению, в кургане Иссык была захоронена пара супругов – “золотых людей”. Не секрет, что центральное погребение было разграблено, а уцелевшее боковое он относит к “золотой женщине”. Далее в докладе говорится: “Круг аналогий типу головного убора у евразийских кочевников (от античности до “этнографической” современности) и большой набор разнотипной кухонной посуды позволяют предполагать в умершей замужнюю женщину. Костюмные золотые аксессуары (относительно скромная, полая внутри гривна и небольшой перстень с головой “бога Митры”, редкий для воительниц комплект клинкового оружия (длинный всаднический меч и кинжал) сближают женщину из Иссыка со знатными мужчинами. Об этом же говорит и облик основных предметов одежды (короткая куртка, довольно узкие штаны и высокие сапоги), аналогичный мужскому”.

Новая реконструкция “Золотого человека”, авторы Наталья и Тимур Турекуловы

Времени было недостаточно

Оразак ИСМАГУЛОВ был первым и единственным антропологом, который ознакомился с костными останками “Золотого человека” сразу после их нахождения. Так вот еще тогда визуально он определил иссыкского индивида как юношу, но генетический анализ, который бы подтвердил или опроверг его вывод, так и не был произведен.

– Мне принесли их (останки) для исследования, но не успело время пройти, где-то неделя, и обратно забрали, с какой целью – понятия не имею. Больше я их не видел, – вспоминает Оразак Исмагулович. – Более или менее визуально я осмотрел только череп, а длинные кости почти не смотрел. Для описания были обломки лицевого отдела, лобная кость и нижняя челюсть – полностью черепа не было. Я по ним посмотрел, он был довольно молодого возраста, 18–20 лет, потому что основание черепа сохранилось, обычно хрящик лет до 25 зарастает и превращается в кость, а он был в хрящевом виде. Нижняя челюсть была относительно крупных размеров, что мало свойственно женскому полу. Я тогда на свежий глаз понял, что это молодой мужчина, потому что женщине с такой челюстью тяжеловато будет в молодом возрасте. Вообще у нас был корифей антропологии Георгий Дебец, которые всегда говорил, что все сомнительные дела в отношении определения пола надо относить к женскому.

Самый точный способ установления пола – проведение молекулярно-генетического исследования костных останков. Так, обнаружение Y-хромосомы будет являться доказательством биологической принадлежности к мужскому полу. Но после исчезновения костяка проведение антропологических исследований не представлялось возможным.

– Я могу сказать, что эти визуальные определения можно было доказать на основе генетического анализа. Можно было бы уточнить или опровергнуть принадлежность к полу. Так как антураж и одежда – это одно дело, но надо тщательно изучить костные останки с помощью метода определения хромосомы, а там уже без ошибки будет. Но чтобы такой анализ делать – костей же никаких нет. Поэтому этот спор будет, сколько угодно длиться, – сказал Исмагулов.

Ученый сомневается, что недавно найденные костные останки, которые уже отправили на молекулярно-генетический анализ в Европу и которым российский антрополог Александра КИТОВА дала заключение об их подлинности, принадлежат тому самому “Золотому человеку”.

– В картонной коробке (в которой нашли останки) простым карандашом было написано “Иссык”. Почему-то там скелет есть, а черепа нет. Они должны быть вместе. Этот индивид не совсем соотносится в моем представлении с “Золотым человеком” из Иссыкского кургана. Нужно провести анализ земли, какие-то крошки, зацепившиеся, со скелета соскрести, и параллельно сделать анализ почвы этого погребения, если они совпадут, то есть вероятность, что это тот самый, – отмечает Исмагулов.

Получается, что даже современные исследования вновь найденных костных останков не прольют свет на эту тайну, а значит, вопрос о половой принадлежности “Золотого человека” оставляет место для гипотез и легенд.

Алматы