Миссия Alternativa Film Awards - сделать более заметными на международной арене авторов, чьи работы могут расширить наше представление о мире и помочь изменить его к лучшему. А также предоставить им ресурсы для профессионального роста, задать мощный импульс для развития локальных киноиндустрий и сообществ. Главными инициативами на стадии запуска станут три образовательных программы в рамках Alternativa Film Labs в Алматы и Бишкеке, а также ключевое событие — первая церемония вручения международной премии Alternativa Film Awards, которая пройдет в начале декабря в Алматы, передает Caravan.kz.
О целях проведения, концепции и запуске такого масштабного проекта корреспонденту Caravan.kz рассказала руководительница Alternativa Film Awards Алена Бочарова.
Ценности и этика на первом месте
«Знаете, в соцсетях есть такой тренд: “Скажи, что ты такой-то, не говоря это словами”. Вот перед нами стояла похожая задача — сказать, что мы делаем кинопремию в 2023 году. Премия “Оскар” появилась в 1929 году, на заре развития кинематографа, и ее задачей было подталкивать к развитию совсем юную киноиндустрию. “Оскар” решал не формальные задачи в области кино, а стоял у истоков смены целой парадигмы индустрии развлечений — например, для контекста, в 1927 году вышел первый звуковой фильм, до этого были только немые», - говорит наш собеседник. - «Мы в свою очередь решали задачу, как создать премию, по которой видно, что создана она прямо сейчас, а не сто лет назад, в 2023 году, то есть с учетом того, что происходит в мире и в обществе вокруг. В 2023 году публичный разговор в любой из профессиональных отраслей чаще всего ведется не о технической стороне дела, а о ценностях и об этике. Даже в случае с искусственным интеллектом ключевой вопрос — не как его внедрять, а до какого момента это этично. И нам было важно, чтобы премия награждала фильмы не только за киномастерство, но и эту самую этическую сторону — насколько автору интересно рефлексировать об обществе, участвовать в его жизни как художнику».
Назревает вопрос: какие же проекты пройдут в отборочный тур Alternativa Film Awards? По словам члена экспертного совета и отборщика с большим опытом в области центральноазиатского кино Гульнары Абикеевой, премия рассчитана на социально значимые проекты, поэтому одним из критериев отбора картин станет социальная значимость.
«В целом кино имеет очень большое значение для жизни сообщества, жизни стран, для развития культуры и гражданского общества и так далее. Если это картина о голодоморе тридцатых годов, который был на постсоветском пространстве, то это, например, восстановление исторической памяти. Если же это картина о коррупции или бедности, или о неравных социальных условиях жизни общества, то это тоже как бы борьба за справедливость, за разные права», - подчеркнула она.
По её словам, любое искусство имеет прежде всего свой гуманитарный пафос, и кино играет огромную роль, потому что является носителем правильных ценностей и ориентиров.
«Почему кино важно для детей и для молодёжи особенно? Потому что они смотрят фильмы и учатся становиться правильными людьми», - комментирует Гульнара Абикеева.
Формулировка критериев была одной из важной задач внутри создания концепции премии.
«Мы решали задачу, как переложить нашу концепцию в виде сочетания эстетики и этики, мастерства и импакта на инструменты оценки фильмов. Наш отборочный комитет состоит из двух типов отборщиков: из людей из сферы кино — кинофестивальных кураторов и кинокритиков, а также журналистов, общественных деятелей, активистов, которых мы называем импакт-отборщиками», - комментирует Алена Бочарова.
Импакт-критерии звучат следующим образом: высокая общественная значимость рассказанной истории, личная связь автора с историей, ограниченный доступ автора к таким ресурсам, как профессиональное образование, ну и в целом потенциальный импакт фильма. Для их оценки есть соответствующие вопросы в анкете участника, которые важны не менее, чем само художественное высказывание.
Открыты для новых имен
Alternativa Film Awards хочет открыть новые имена,поддержать фильмы, которые могут стать проводниками общественных изменений.
Премия как международная инициатива стремится укрепить культурные связи между разными регионами. В 2023 году организаторы уделяют особое внимание фильмам из Центральной Азии. Игровые, документальные, анимационные фильмы участвуют на равных и принимаются из стран Азии и Центральной Азии. Вместе с этим Гульнара Абикеева заверила, что они будут рассматривать также работы из Азербайджана, Армении, Грузии, Монголии. Хотя географически это частично Азия, частично - Европа. А также ожидаются кинокартины из Индии, Китая, Малайзии и Сингапура.
Короткий метр в 2023 году только - только из стран из Центральной Азии. Фильмы могут быть сняты на любых языках и диалектах.
Cейчас уже насчитывается около 200 заявок из 18 стран: из них 35 – из Казахстана.
Шарофат Арабова, режиссер, сценарист, эксперт по азиатскому кинематографу, член Союза кинематографистов Таджикистана и сети продвижения азиатско-тихоокеанского кино NETPAC уверена, что кинематограф способен ставить экзистенциональные вопросы, но не предлагать готовые решения проблемы. Это выходит за рамки компетенции кинорежиссеров.
«Вообще задача фильма - побудить задуматься над вопросами, актуальными для того или иного общества, для того, чтобы на них обратили внимание, т.е. неочевидное для общества сделать очевидным, иными словами - незримое превратить в зримое. Фильм может привести к переосмыслению решений и тактик как в индивидуальном формате, когда отдельный зритель сопереживает авторской боли и фильму, так и в масштабе государства. Главная задача кинопремии Alternativa Film Awards – выявление новых авторов, чье творчество отличается самобытностью и кому на данном этапе сложно пробиться в киноиндустрии. При этом они имеют огромный потенциал, осмысленную жизненную позицию и воспринимают свое творчество как способ донесения социально-важного месседжа», - рассказывает она.
Кинопремия способна стать трамплином для неизвестных авторов, повысить их «видимость» в киноиндустрии внутри и за пределами страны.
А денежный эквивалент премии может стать хорошим мотивационным фактором для авторов, потому что его можно вложить в получение профессионального кинообразования, в продакшн нового творческого проекта и т.д.. В действительности то, насколько полезно для своего профессионального роста воспользоваться премией, зависит целиком от авторов.
Как конвертировать победу в успех?
Нередко выходит так, что после громкой победы на масштабном конкурсе о человеке, который принес победу, забывают в родной стране, а если он пробует где-то за ее пределами, то он, несомненно, добивается еще больших высот.
На этот счет Шарофат Арабова высказалась так: «Участие в любом кинофестивале не гарантирует мгновенного и долгосрочного успеха. Знаете, на успех и популярность могут повлиять разные факторы. Все зависит от контекста страны и в целом мирового контекста, т.е. места страны в мировом кинопроцессе. Зачастую внутри страны тот или иной фильм оценивается на фоне общей массы произведенных киноработ, доминируют традиционные художественные приемы. Тогда как бывает, что профессионалы, которые оценивают фильм за пределами страны и находящиеся вне ее контекста, имеют иную шкалу оценки, руководствуются новым подходом и направлены на поиск индивидульной авторской стилистики. Конечно, вышеперечисленные факторы и другие, связанные с восприимчивостью определенной социальной среды к тому или иному фильму, сказываются на его успехе».
Конкуренция с Голливудом
Центральноазиатские фильмы, которые выходят в прокат, несомненно, приходятся по вкусу и публике дальнего зарубежья, и местным киноманам, и тут созревает интересный вопрос: «А могут ли киноделы Центральной Азии составить конкуренцию Голливуду?».
Мнение члена экспертного совета Гульнары Абикеевой: «Однозначно, да! Я в этом не сомневаюсь, и этот процесс сейчас уже происходит. Почему? 10 лет назад на линейку проката в Казахстане 90 % картин были американского производства, и 10 % - всех остальных, доля казахского кино в прокате составляло 2,5-3 %. Это было до 2015 года. Позже ситуация начала меняться потихонечку, и посмотрите сегодня: доля казахского кино - 30 %. Да, конечно, большинство - это развлекательные комедии, но при этом есть и социальные драмы».
Она вспоминает, что в прошлом году кинолента «Дос-Мукасан» имела колоссальный успех. А ведь это фактически картина о нашей культуре, наших корнях, музыкальной группе, которая была очень популярна и пела песни на казахском языке.
Также Гульнара Абикеева приводит в пример картину «Паралимпиец». В ней раскрыта проблема спортсменов, которые являются людьми с ограниченными возможностями, но, несмотря на это, они участвуют в соревнованиях.
В Казахстане стартует "кочующий" проект для поддержки кинематографистов Центральной Азии
«То есть это про то, как воспитывается боевой дух, сохраняется воля к победе и так далее. Я хочу сказать, что как только доля национального кино начинает увеличиваться, это уже конкуренция Голливуду. Сейчас самая высокая доля национального кино во Франции. Там 50 % фильмов, показанных в стране в прокате, - французские. То есть это означает, что они составляют конкуренцию Голливуду на 50 %».
В Казахстане, по ее словам, пока на 30 %. И контент пока преимущественно более развлекательный. Но при этом она отмечает, что он уже меняется.
Сейчас это не только комедии, но и жанровые картины, в том числе социальные драмы и так далее.
«Такие инициативы, как премия AFA, они и есть тот инструмент, который позволяет обществу по-другому взглянуть, увидеть другие картины, которые действительно важны для нашего общества».