Алматы – Москва – Петушки

Главный герой поэмы, Веничка Ерофеев, следует в электричке до горячо любимой им станции Петушки. Утопические Петушки, по законам жанра, недостижимы. Но Ерофеев предлагает какой-то свой, по-русски надрывный способ не достичь земли обетованной.

Поэма “Москва – Петушки”, созданная в 1970-м, долго пылилась в литературной братской могиле застойных времен. В сильно сокращенном виде книги Ерофеева появились в печати лишь в конце 80-х.

Сравнительно недавно “Москва – Петушки” и другие произведения Ерофеева обрели новую жизнь в аудиоформате. Первая аудиокнига – бережное воспроизведение уникального авторского прочтения поэмы, запись была восстановлена со старых магнитофонных кассет. Второй диск издан при участии рокера Сергея Шнурова.

А вот иллюстратор, оформитель новых изданий, был найден не в Москве, а у нас, в Алматы. Причудливые мыслеформы Венички Ерофеева в графическом выражении алматинского художника Антона Болкунова пришлись по душе и московским издателям, и Шнуру. Иллюстрации Антона зазвучали практически в унисон с непростым, иногда болезненным и трудным для восприятия творчеством Ерофеева. После создания графического цикла к поэме “Москва – Петушки” Болкунов выполнил серию рисунков и к книге Ерофеева “Вальпургиева ночь, или Шаги Командора”.

В алматинской галерее “Тенгри Умай” прошла презентация выставки Антона Болкунова, члена творческого объединения MACHINE art group. Экспозиция выставки включает в себя около 50 иллюстраций к четырем книгам Ерофеева.

Творческий тандем Ерофеев – Болкунов, подкрепленный записями хриплых откровений Шнурова и стараниями аниматоров, ожививших смелые графические образы молодого художника, – сам по себе крепкий энергетический бум. В поддержание необычной атмосферы этого вечера посетители выставки могли отведать коктейль “Слеза тети Клавы” по оригинальному рецепту Венички Ерофеева – любая водка с любым же красным вином. Смешивать другие предлагаемые Ерофеевым коктейли на основе технических жидкостей и спиртсодержащих лаков устроители выставки не решились.

Иван БЕСЕДИН, фото автора