Алматы: генплан развития и реконструкции

Речь идет о том самом "Генеральном плане города Алматы", который вот уже несколько лет безуспешно пытаются заполучить многие казахстанские СМИ.
Как выяснилось из текста самого документа, постановление о его принятии было подписано Правительством РК 19 декабря 2002 года.
Позже в Генплан были внесены изменения от 22 апреля 2004 года так же постановлением Правительства РК за номером 452.
Итак, что же содержится в этом документе, и что может заинтересовать, прежде всего алматинцев?
Читая страницы плана, можно сказать, что интересного в нем много. Однако сосредоточимся на главном.
Идея, рожденная необходимостью
Многие алматинцы искренне считают, что наш город вовсе не нуждается в перестройке, перепланировании и так далее. Им непонятно, зачем вообще нужно было разрабатывать какой-то план и пытаться изменить облик города, который мы любим таким, какой он есть.
В документе с первых строк можно прочесть ответы на эти вопросы.
В первом пункте: "Главная цель Генерального плана заключается в том, чтобы создать экологически благоприятную, безопасную и социально удобную жизненную среду для алматинцев". Кстати, Генеральный план разработан с учетом Закона РК "Об особом статусе города Алматы". Это цель, а главная идея заключается "в сохранении и формировании облика города Алматы - как "города-сада".
Следующий пункт "Демография" так же объясняет, зачем нужно строить и строить много. Согласно данным, приведенным во втором пункте, количество жителей южной столицы будет неуклонно расти. А точнее, прогнозируемая численность населения города Алматы может составить полтора миллиона человек, в том числе постоянного населения - миллион триста тысяч, временного - двести тысяч человек".
Разумеется, что для большего количества горожан потребуются новые жилые массивы, строительство которых предусмотрено приоритетными программами реконструкции и развития жилых территорий города.
Одним из направлений увеличения жилищных площадей является, согласно Генплану реконструкция районов низкоплотной существующей застройки, включающая снос 0,2 млн.кв.м. общей площади одноэтажной застройки и компенсацию жилого фонда на этих территориях новым строительством многоэтажной застройки.
Генеральным планом так же предусмотрено завершение строительства неоконченных объектов и уплотнение существующей общественной застройки, реконструкция жилых кварталов и комплексов, представляющих историко-культурную ценность, являющихся образцами градостроительства XIX - начала XX столетий, 20-50-х годов XX века, сохранение жилых территорий, реабилитация и обустройство жилой среды центрального ядра города.
Планируется также поэтапная реконструкция районов массового строительства (микрорайонов 60-80-х годов и последующих периодов).
Кроме того, строительство муниципального жилья для социально защищаемых групп и приравненных к ним слоев населения должно составлять, согласно плану, и по опыту экономически развитых стран, порядка 20-25% от общего объема строительства.
Для этого будут построены многоэтажные дома с применением самой дешевой и массовой технологии. Тем не менее, качество этого жилья будет не ниже уровня, гарантированного законодательством. Помимо строительных программ, Генеральный план включает в себя еще несколько программ по реорганизации всей жизнедеятельности Алматы, таких как: энергетическое обеспечение, транспорт, производство и сферу обслуживания, науку, культуру, образование, спорт и туризм, вплоть до полной переработки и обезвреживания производственных и коммунальных сточных вод и твердых бытовых отходов.
Сохранение природных ресурсов и забота об экологии выделены в документе в отдельные пункты: "Экологические требования", "Требования сохранения и регенерации историко-культурного наследия", "Основные направления сохранения и развития территории природного комплекса" и так далее.
Старое подлежит сносу
Новое жилищное строительство в Генеральном плане предусмотрено вести как в многоэтажном, так и в малоэтажном исполнении.
Многоэтажное строительство традиционно продолжится в западном направлении на территориях между пр. Райымбека и Толе би, широкой полосой вдоль пр. Абая. Кроме того, в южной части города в жилых массивах "Самал" и за счет реконструкции в центральной части города.
В самых насущных целях снесут малоэтажные жилые дома, амортизационный срок которых давно истек на следующих магистралях: проспектов Сейфулина, Достык, Райымбека, Абая, Толе би, улиц Жансугурова, Шемякина, Северное полукольцо, Фурманова и т.д.
Малоэтажное строительство получает развитие в северо-западном направлении на территориях севернее пр. Рыскулова между реками Каргалинка и Боралдай, на востоке - между ул. Шемякина и рекой малой Алматинкой севернее прудов "КазПАС", на севере - в районе Первомайской нефтебазы.
По основным природным рубежам, соединяющим внешнюю среду с ее элементами в городе (Аксай, Есентай и Каргалинка, Большая и Малая Алматинки и т.д.) будут созданы широкие озелененные полосы. А функцию коридоров для прохождения равнинных ветров возьмет на себя система аллей, бульваров, зон отдыха широтной ориентации, главным элементом которой является зона вдоль БАКа.
Дальнейший рост города будет сопровождаться разветвлением общегородского центра. Уже сейчас формируется в западном направлении вдоль реки Каргалинка и пр. Абая многофункциональный подцентр общегородского центра.
В северном направлении формирующим ядром является привокзальная площадь станции Алматы-1.
А третий подцентр организуется в восточной части города на пересечении Кульжинского и Талгарского трактов, как туристический комплекс "Древний Алматау".
В недалеком будущем предполагается проведение целого ряда мероприятий по дальнейшему сохранению исторических и археологических памятников. Намечено создать культурно-познавательные центры: "Национально-этнографический" (в районе Боралдайских сакских курганов) и "Древний Алмату" на главной трассе Великого Шелкового пути - Кульжинский тракт.
Экология важней всего
Жить в городе, где дышать приходится не чистым горным воздухом, а продуктами сгорания автомобильного топлива не нравится никому.
И всем горожанам давно известно, что основным источником загрязнения атмосферы нашего города является транспорт (около 80% всех выбросов вредных веществ).
Поэтому в Генеральном плане предусмотрено усовершенствование улично-дорожной сети. О строительстве метрополитена и о вводе его в строй так же написано. Но об этом отдельно. И плюс к метро запланировано увеличить еще и долю электротранспорта.
Основными видами общественного транспорта, за исключением метро, по-прежнему будут: автобус, троллейбус, трамвай и маршрутные такси.
В пункте "Экологические требования" предусмотрено увеличение числа автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом газе.
Генеральным планом рекомендовано завершение самого грандиозного алматинского долгостроя - метрополитена и поэтапный ввод в эксплуатацию всех трех линий.
Однако аким Алматы Имангали Тасмагамбетов на выступлении в маслихате внес ясность в вопрос о метродолгострое. В частности, он сказал:
- Никакому инвестору невыгодно быть хозяином госпредприятия, а метро именно таким и будет. Оно не может находиться в частных руках. В метро уже вложено 176 млн. долларов и необходимо еще 250 млн. дополнительно, чтобы достроить то, что имеется. Больше и не надо.
Три километра готовы, и они будут работать на благо города. Весь остальной маршрут будет заменен трамвайными линиями."
В этом же выступлении аким сказал и о необходимости строительства 13 развязок за 4 года. И пояснил, что сейчас идет поиск денег на эти цели.
В Генплане предусматривается строительство 51 транспортной развязки до 2020 года.
А еще намечена организация и реконструкция существующих магистралей непрерывного, регулируемого движения общей длиной 207 км.
И формирование трех основных скоростных транспортных колец:
Большое кольцо (103 км) - от Талгарского тракта на востоке будет огибать полукольцом аэропорт, пос. Энергетический, села Ынтымак, Ащибулак на севере, на западе район ТЭЦ-2, с. Авангард до пересечения с внешней автомобильной дорогой Алматы-Узынагаш и по ней до ул.Жандосова, далее по ул.Саина, пр.Аль-Фараби, по юго-восточному полукольцу до Талгарского тракта.
Среднее кольцо (61 км) - от Талгарского тракта пройдет на север по автодороге в аэропорт до ул.Майлина, по ул.Бекмаханова, автодороге на нефтебазу, Бурундайское шоссе, пробиваемый участок дороги вдоль рек Теренкара и Бурундай, далее ул.Саина, пр.Альфараби, юго-восточное полукольцо, Талгарский тракт и до замыкания.
Малое кольцо (32 км) - от Талгарского тракта пройдет по пр. Рыскулова, улицам Бокейханова, Муканова, Байзакова, новый участок дороги на эстакаде западнее территории КазГну, и до Юго-восточного полукольца.
Планом предусмотрено и дальнейшее развитие электротранспорта.
В недалеком будущем, согласно плану, откроются дополнительные троллейбусные маршруты до высокогорного катка Медео, по проспектам Аль-Фараби, Саина, удлинятся также трамвайные маршруты в западной и центральной части города.
В Генеральном плане подробно оговорены и вопросы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения.
Однако, по мнению некоторых представителей городского акимата, в планы по этим пунктам будут внесены в ближайшее время кардинальные изменения.