ТЭЦ-2: чиста и невинна
О том, что в Алматы страшно дышать, знают все горожане. Долгое время мы дружно соглашались, что главная проблема в транспорте. Благодаря скачкам рубля и доллара люди обновили свой автопарк, но смог не рассеивается, при этом к выбросам ТЭЦ сложилось философское отношение, дескать, никуда от них не денешься. Да и не такие уж и опасные они, коптят себе понемножку, какие-то там уловители ставят, суперфильтры. Но не так давно то, что именно ТЭЦ-2 загрязняет воздух южной столицы, заметил простой горожанин Константин Пак. Он выложил в сети “Фейсбук” видео, где четко видно, что смог формируется со стороны ТЭЦ и потом ползет на город, накрывая черной пеленой.
– Ситуацию в городе я оцениваю как катастрофическую. Волновать меня она стала с тех пор, как наш офис переехал в Алматы Тауэрс пять лет назад. Когда смотришь на этот ужас каждый день с 22-го этажа – любого проберет, – заметил Константин. – За несколько лет наблюдений – основной вывод в том, что главный источник смога не автомобили, как это принято считать, а угольная ТЭЦ-2. Когда она не работает или ветер дует на запад, смог в десятки раз меньше.
Его пост вызвал бурю комментариев в социальных сетях. Люди даже собрались и написали петицию, чтобы чиновники сделали хоть что-то с ТЭЦ, дабы спасти жизнь и здоровье алматинцев. Но в ответ – тишина.
А ведь несколько лет назад сами чиновники признавали, что в Алматы срочно необходимо принять меры, и даже пообещали перевести ТЭЦ-2 на газ. Но потом почему-то резко передумали. Что же произошло?
Мутации и опухоли
В 2009 году маслихат выдал комплексную программу по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы до 2018 года. От откровенности этого документа дух захватывает. В характеристиках основных загрязнителей воздуха прописано, что, где, когда и главное, чем они опасны. Тут вам и взвешенные вещества, которые “вызывают поражение дыхательных путей злокачественными новообразованиями”; двуокись серы, которая может поступать в атмосферу “при сгорании топлива, содержащего серу (в первую очередь угля и тяжелых фракций нефти)”; диоксид и оксид азота – в программе написано, что они появляются в результате выброса ТЭЦ, вредные вещества обладают “высокой токсичностью, вызывают изменения состава крови, уменьшая содержание в крови гемоглобина”; далее идут оксид углерода и формальдегид, которые тоже могут появляться в воздухе опять же от работы ТЭЦ. О последнем в программе написано так: “Вызывает поражение дыхательных путей, злокачественные новообразования, мутацию, сердечно-сосудистые заболевания. Под влиянием формальдегида могут развиваться дегенеративные изменения печени, почек, сердца и головного мозга”.
Ух, и это официальный документ, где черным по белому написано, что “значительное воздействие на общее загрязнение атмосферного воздуха оказывают выбросы теплоэнергетического комплекса ТЭЦ-2, располагающегося вблизи западной границы города Алматы. Основным используемым топливом является экибастузский уголь зольностью 34,4 процента. При суммарных выбросах 39,5 тыс. т/год на территорию города с ветрами северного, западного и северо-западного направлений переносится до 15 642 т/год вредных веществ, что превышает объем эмиссий от всех стационарных источников предприятий теплоэнергетики и промышленности, расположенных непосредственно на городской территории. Для уменьшения эмиссий вредных веществ в атмосферный воздух необходимо установить на предприятиях теплоэнергетики газо-очистные сооружения и в дальнейшем необходим перевод на природный газ…”.
Есимов пообещал и… уехал в Астану!
В 2011 году аким Ахметжан Есимов сообщает хорошую новость для горожан о том, что перевод ТЭЦ-2 на газ заложен в ближайшие планы. Но сбыться им было так и не суждено. Внезапно все разом заговорили, что перевод ТЭЦ-2 на газ вроде как и невозможен технически. До этого ни высокопоставленные чиновники, ни эксперты этого не знали? Или все-таки можно, да денег тратить надо и есть другие весомые поводы, которые важнее, чем здоровье полутора миллионов жителей мегаполиса?
Городские власти оказались в западне. Вроде как за горожан и хозяйство отвечают, но судьбу ТЭЦ-2 решают в высоких кабинетах в Астане. Там министрам виднее, что лучше для алматинцев. Специалисты-энергетики, которые раньше ратовали за переход на газ, сейчас наотрез отказываются от комментариев.
И все же один из уважаемых экологов прислал нам сведения по теме, но попросил никак не ссылаться на него, дескать, и так отношения с чиновниками плохие. С чего такая конспирация?
“Фактический выброс вредных веществ в атмосферу от ТЭЦ-2 в 2014 году составил 32 880 тонн. Объем складированных золошлаковых отходов – 884 600 тонн. Расход топлива за 2014 год: уголь (Экибастуз) – 2 199 000 тонн, мазут – 5 000 тонн. За отсутствием разрешения на эмиссии в 2014 году (около месяца) предприятие оштрафовано более чем на 86 миллионов тенге”, – сообщил нам источник.
В АО “Самрук-Энерго”, которому принадлежит ТЭЦ-2, сообщили, что в 2015 году выбросы ТЭЦ-2 составили 30,2 тысячи тонн. Что значительно меньше допустимой нормы. Но как рассчитывается эта норма? Дескать, в этом году разрешаем вывалить на головы алматинцев столько-то грязи?..
Наш конспиративный эколог подсказал: давно пора провести независимый экологический аудит, который должна инициировать природоохранная прокуратура. Но надзорно-контрольные органы не спешат…
Школьник, Бозумбаев, кто следующий?
С тех пор как возник документ, в котором написали правду о воздухе Алматы, прошло много лет. За это время в кресле министра, курирующего вопросы энергетики, посидели разные глубокоуважаемые люди. Но проблема ТЭЦ-2 и алматинского смога их никак не тревожила и кроме как залатыванием дыр на станции особо не занимались. В “Самрук-Энерго” нам сообщили, что за последние (начиная с 2011-го) годы было потрачено 45,5 миллиарда тенге. В основном на реконструкцию: станция старая и нуждается в модернизации. То есть при желании она будет и дальше сосать из бюджета миллиарды на законном основании, при этом вопрос экологии кардинально так и не решится. На вопрос, рассматривались ли альтернативные, более экологичные, проекты по отоплению и энергоснабжению города, ответили, что таких проектов нет.
О перспективах перехода на газ в компании нам ответили расплывчато. Сначала сообщили, что котельное отделение ТЭЦ-2 при проектировке было заглублено до отметки 12 метров и согласно нормам перевод ТЭЦ-2 на сжиженный природный газ запрещен. А ниже сообщили, что “по предварительным технико-экономическим расчетам перевод ТЭЦ-2 на газ потребует значительных капитальных затрат, что приведет к увеличению действующего тарифа на производство тепловой и электрической энергии более чем в два раза”. Ну, тарифами нас не запугаешь, они и без газа растут как на дрожжах. А экономить на здоровье как-то совсем нехорошо.
Проект был другим!
Были и другие более “сдержанные предложения”, как сделать ТЭЦ-2 экологичнее и безопаснее для горожан. В документе 2009 года собирались хотя бы перевести ее с экибастузского угля на высококалорийный карагандинский энергоконцентрат зольностью не более 26 процентов.
Кстати, оказывается, как сообщил нам сам проектировщик ТЭЦ Геннадий Андреев, изначально ТЭЦ-2 в 70-х годах прошлого века была запроектирована вовсе не под экибастузский уголь, а именно на карагандинский промпродукт.
Но ТЭЦ решили переделать под экибастузский уголь, а котлы так и остались прежними, поэтому производительность котлоагрегатов стала вместо 420 тонн в час 380. Тепловая мощность стала меньше запроектированной. Тогда на эту масштабную переделку не пожалели денег и даже поступились техническими нюансами.
О большом лобби экибастузского угля
В социальных сетях под обсуждениями алматинского смога можно найти конспирологические версии про лоббирование определенными лицами экибастузского угля.
“Пока один агашка будет иметь гешефт в виде продажи состава угля в неделю на эту ТЭЦ, ничего не изменится. Виноваты будут все в смоге, кроме ТЭЦ”, – написал пользователь “Фейсбука” под ником Ю.
Вопрос о лоббировании мы задали “Самрук-Энерго”, там нам ответили так: “Экибастузский уголь используется на ТЭЦ-2 с характеристиками проектного топлива, которому аналогов по техническим и ценовым характеристикам нет. Использование других углей потребует значительных инвестиций в реконструкцию станции”. А также сообщили о стоимости угля и объемах потребления, в 2015 году на ТЭЦ-2 было сожжено 2,2 миллиона тонн угля при средневзвешенной цене в 3746,64 тенге за тонну.
Вот и посчитайте, какие тут деньги! Учитывая то, что в стране 80 процентов энергии получают именно на экибастузском угле, финансовый вопрос становится ключевым.
Есть и другие факторы, экспорт экибастузского угля переживает не лучшие дни, все больше стран переводят станции на газ, понятно, что внутренний рынок становится тем самым спасательным кругом для владельцев месторождений.
Закуп угля из Казахстана начала сокращать даже Россия, несмотря на кучу международных договоров. Но готовы ли мы спасать угольных миллионеров ценой своего здоровья? Для алматинцев, живущих в котловине, где нет нормальных ветров, это слишком большая цена.
Не люблю я сравнивать нас с Европой, но все же. Например, в Германии с этого года угольные ТЭЦ начинают вообще закрывать. Там посчитали не деньги, а количество умирающих. “Угольные ТЭЦ, согласно результатам исследования, виноваты в тысячах случаев преждевременной смерти в пределах ЕС и миллиардных расходах на лечение. Каждый год в Евросоюзе из-за загрязнения ТЭЦ окружающей среды раньше времени умирает больше 18 200 человек”. Если искать, сколько в Казахстане умирает людей от работы ТЭЦ, вы не найдете ни одного… Ведь у нас люди умирают от болезней, а не от причин, которые их вызвали.
“Перевести ТЭЦ на газ можно!”
В поисках экспертов, которые захотят все-таки поговорить на тему перевода ТЭЦ-2 на газ, я забрела на производственно-технический семинар, где выступал генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан Марат ДУЛКАИРОВ. Это человек, к которому прислушиваются ведущие специалисты не только в нашей стране.
– Еще при строительстве этой ТЭЦ было много обсуждений: на чем ее сделать – на газе или на угле. Но тогда были проблемы с газом, и проект отвергли. А сегодня мы понимаем, что те, кто выступал за эту идею, были все-таки правы.
ТЭЦ-2 – главный источник теплоснабжения, и сегодня она дает 80 процентов тепла. Но и вопрос экологии тоже стоит остро. Что касается перевода на газ, все будут за, если проект выполнят и реализуют. Экология в Алматы ужасная, слов нет, ветер дует с ТЭЦ-2 на город. Но для начала надо сделать технико-экономическое обоснование, посмотреть, посчитать. Станция заглубленная, там свои особенности, но сегодня технологии есть. Например, это может сделать КазНИПИЭнергопром, они же и занимались проектировкой этой ТЭЦ, – сказал нам Марат Дулкаиров.
Тендерные игры вокруг ТЭЦ-2
Мы связались с КазНИПИ-Энергопромом, который находится в Алматы. Это один из старейших институтов страны, его сотрудники занимались проектированием ТЭЦ-2, знают каждый сантиметр теплосетей Алматы. Почетный директор института Геннадий Андреев, специалист международного уровня, согласился с нами поговорить.
– Если будет решен вопрос с поставкой газа, а разговоры об этом ведутся уже много лет, то тогда технически перевести ТЭЦ-2 на газ все-таки возможно, понятно, это дорого и там много вопросов по безопасности. А делать проект просто так и положить на полку, это не вариант. С точки зрения экологии, конечно, вопрос нужно поднимать.
– А ваш институт взялся бы за такой проект? – поинтересовались мы.
– Мы не работаем сейчас ни по ТЭЦ-1, ни по ТЭЦ-2… – сказал как отрезал наш эксперт и дальше говорить отказался.
Уже позже другие эксперты от энергетики нам рассказали, что институт, который все эти годы занимался ТЭЦ-2, отодвинули от проектов, последние тендеры по алматинской ТЭЦ уже несколько лет “Самрук-Энерго” отдавало… павлодарской компании.
Почему? Вопрос! Может, его стоит задать новому министру энергетики Канату Бозумбаеву? Он, как известно, переехал в Астану из кресла акима Павлодарской области. Но не забудем, что он родился и вырос в бывшей столице.
P.S. В связи с тем, что ТЭЦ-2 выставлена на продажу в рамках приватизации, надежда о переводе ее на газ становится вообще неосуществимой. Понятно, что частный собственник не будет заинтересован тратить баснословные деньги, чтобы перевести ее на газ. Это под силу лишь государству, которое обязано заботиться о здоровье граждан.
Алматы