Алименты, алименты... Отцы, дети и чувство долга

История стара как мир: мужчина уходит из семьи, оставляя все заботы о детях бывшей супруге. Всю свою энергию горе-папаша направляет лишь на то, чтобы избежать выплаты алиментов. На сегодня долг актюбинских алиментщиков составляет10 миллионов тенге. Главный борец со злостными неплательщиками в лице департамента юстиции по исполнению судебных актов Актюбинской области что только не делал, чтобы призвать их к ответственности: и на жалость давил баннерами с плачущим ребенком: “Папа, заплати алименты!”, и списки злостных неплательщиков публиковал в самых читаемых газетах, арестовывал их имущество. У должников своя песня: безработица и мировой экономический кризис. Часть пускается в бега, списывает все имущество со своего имени, оставшиеся мечутся в поисках липовой справки о доходах, чтобы отстегивать своим же детям как можно меньше. В общем, идут на самые разные ухищрения.

Ищут пожарные, ищет полиция…

Больше всего злостные должники избегают передвижного пункта “Автоураган”, в компьютерной базе которого есть обновляемые данные о всех алиментщиках. Он перемещается по городу и фиксирует номера проезжающих рядом автомобилей. Его система автоматически определяет должников, и автомобиль тут же останавливают дорожные полицейские. Машина должника оказывается на штрафной стоянке и возвращается владельцу лишь в случае погашения им долга.

Нередко алименты непутевого отца представляют собой единственный источник доходов брошенной им семьи. Но бюрократические проволочки, затянувшиеся поиски должника и другие факторы вынуждают взыскателей изо дня в день безрезультатно протаптывать дорожку в департамент. Потому на судисполнителей и ложится самый большой объем работы. В отделе по взысканию алиментных платежей их всего 4. Работы у них хоть отбавляй: на каждого из сотрудников отдела в настоящее время приходится свыше полутора тысяч дел.

– Мы уже привыкли к таким масштабам, и нас это не пугает. Работаем планомерно и стараемся охватить как можно больше дел, – рассказывает руководитель отдела по взысканию алиментов департамента по исполнению судебных актов Актюбинской области Рыскуль УМИРЗАКОВА.

После регистрации и возбуждения поступившего к нему дела у судисполнителя начинается гонка по вертикали: запросы направляются в регистрирующие органы для выявления какого-либо имущества, принадлежащего должнику. Это может быть все что угодно. Главное, чтобы представляло хоть какую-нибудь ценность: автомобиль, дом, квартира, телевизор, даже носильные вещи и предметы обихода. На имущество налагается арест. Если должник работает, постановление направляется в компанию, и уже бухгалтер удерживает соответствующую сумму алиментов.

Самое сложное в их работе – обход адресов должников. По закону судисполнитель имеет право посещать дома с 6 часов утра до 10 часов вечера. Стоит ли говорить, что их ожидает не самый радушный прием. Чаще всего оказывается, что алиментщик по указанному адресу не проживает, родственники знать не знают о его месте жительства. Или живет с родителями, но не имеет за душой ни гроша. Львиная доля должников не имеет постоянной работы или работает неофициально, в этом случае взыскание с них алиментов практически невозможно. Приходится возвращать исполнительный документ заявителю в связи с невозможностью его исполнения. Таких случаев тоже немало.

В общем, ни кола ни двора, ни работы, ни доходов.

Редко, но бывают случаи, когда дела закрываются из-за того, что стороны примиряются или гулена-отец возвращается в семью. Тогда взыскатель отзывает исполнительный лист, но нет никакой гарантии, что через время женщина в слезах не вернется в департамент. Еще меньше тех, кто платит алименты добровольно.

У судебных исполнителей достаточно полномочий, чтобы привлечь ответчика к административной ответственности. С начала года на 10 суток были арестованы 90 должников.

Отцы и дети

Злостными неплательщиками алиментов являются не только папаши, но и дети состарившихся родителей. Заботу о них взяло на себя государство.

В настоящее время в доме-интернате для престарелых и инвалидов проживают 284 человека. Каждый из них попал сюда по разным причинам. В основном из-за того, что их дети просто-напросто забыли о своем сыновнем или дочернем долге. Кто-то решил не заморачиваться уходом за своими престарелыми родителями, избавившись от лишнего рта, кому-то понадобились квадратные метры.Старики обеспечены всем необходимым, но ведь даже самые лучшие условия не могут заменить полноценную семью и заботу детей. Немало и таких подопечных дома, чьи дети давно сбились с правильного пути, спились, но не забывают в положенное время приходить и забирать пенсию своих родителей.

76-летний пенсионер Адильхан Калиев проживает в интернате с 2009 года. Ни один из семерых детей – пятеро детей от первого брака и двое от второго – не желает брать на себя заботу об отце.

– На пенсию вышел в 1997-м. До этого работал бурильщиком в нефтяной компании. Всю свою жизнь содержал свою семью сам, помогал детям от первого брака, отдавая им половину заработанных денег. Вторая жена долго болела, а я как мог обеспечивал еще и приемных детей. Через сорок дней после ее смерти приемные дети указали мне на дверь. Но совесть моя чиста, я всех поставил на ноги. Вот только на старости лет оказался никому не нужен – ни родным, ни приемным. Почему-то смерть меня не берет, почти все мои сверстники уже давно в могиле, один я живой еще. Хорошо хоть пенсия большая, на жизнь хватает, – сетует Адильхан-ага.

Пенсия у него по нынешним меркам действительно неплохая, может быть, поэтому вопрос о том, что нужно ли заставлять детей оплачивать алименты, ему пришелся не по душе.

– Зачем? Заставлять детей заботиться о родителях таким образом? Пусть все остается на их же совести, мне от них ничего не нужно, – говорит пенсионер.

Актобе