Алихан всего Алаша

Алихан Нурмухамедулы Букейханов родился 5 марта 1866 года в седьмом ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Каркаралинский район Карагандинской области). Его род принадлежал к чингизидам, степной аристократии. Прапрадедом Алихана был хан Букей, прадедом – султан Батыр.

Начальное образование мальчик получил в медресе и трехклассной русско-казахской школе. Об одном из эпизодов, касающихся его детства, рассказанном родственником – внуком брата Сырымом Букейхановым, – поведал нам режиссер Калила УМАРОВ:

– Когда Алихан учился в уездной школе в Каркаралинске, то жил в доме татар Бекметовых. Как-то у дома остановился фаэтон генерал-губернатора Колпаковского, ехавшего из Омска. Он вышел и говорит: “Если сейчас кто скажет, сколько мое колесо прошло от Омска до Каркаралинска, того возьму с собой, поставлю на полное гособеспечение, устрою на учебу”. Из толпы вышел мальчик и выложил ответ. Колпаковский, изумившись точности этого ответа, лишь спросил: “Как тебя зовут?”. “Алихан”, – был ответ”.

Другим интересным фактом из биографии лидера “Алаш-Орды” можно назвать его членство в российской масонской ложе “Полярная звезда”. По словам журналиста Султан-Хана АККУЛЫ, Букейханов в нее вступил примерно в 1906 году. Автор сценария фильма “Алаш-Орда” Болат МУРСАЛИМ считает, что этот факт нельзя считать из ряда вон выходящим. Будущий лидер “Алаш-Орды” состоял в партии кадетов, а масонская ложа была своего рода политическим клубом, члены которого стремились к одной цели – свержению царского режима и установлению демократического государства.

Одним из ключевых вопросов, по которому Букейханов был не согласен с царским режимом, стала политика переселенчества и частной собственности на землю, считает Болат Мурсалим:

– Он писал, как Шакарим спросил у него совета: брать ли 15 десятин земли, предлагаемой в частную собственность? Букейханов объяснял: если ты возьмешь землю как представитель знатного рода, то многие последуют твоему примеру и, не имея навыков обработки земли, вскоре лишатся ее, как некогда башкиры, продавшие свои наделы русским крестьянам. Шакарим отказался от этой затеи... Но не земля, а автономия казахов была конечной целью “Алаш-Орды”. Когда царь был свергнут, появилась другая проблема: создать унитарное государство или федеративное. Стоя на позиции федеративной республики, Букейханов оказался одинок в стремлении создать независимую казахскую автономию.

5 декабря 1917 года состоялся Второй общеказахский съезд. Был избран Всеказахский народный совет (правительство) “Алаш-Орды”, а Букейханов – его председателем, – говорит исследователь деятельности алашордынцев доктор исторических наук Мамбет КОЙГЕЛЬДИЕВ. – Алаш-ордынское правительство проводило политику сотрудничества с белогвардейцами и другими антисоветскими силами, надеясь с их помощью достичь конечной цели – образования автономии. Но ход событий убеждает в несостоятельности этих надежд, и в апреле 1918 года Алихан Букейханов, Xалел Габбасов и Алимхан Ермеков по телеграфу ведут переговоры с советским правительством о создании казахской автономии на платформе советской власти. К сожалению, и после этого взаимоотношения правительства Букейханова с советской властью складывались не совсем удачно. В 1919-м, когда победа Красной Армии стала очевидной неизбежностью, алашордынцы переходят на сторону советской власти. В октябре 1920 года Букейханов и другие лидеры движения приглашаются на I Учредительный съезд Советов Казахстана.

Тем не менее, по словам Болата Мурсалима, почти два с половиной года правительство “Алаш-Орды” просуществовало вполне самостоятельно, издавая декреты, создавая свою милицию и алашские войска и запрещая признание советских декретов на местах.

В фильме 1938 года “Амангельды” режиссера Моисея Левина, где сценаристами выступали Всеволод Иванов, Габиден Мустафин, Габит Мусрепов, показан эпизод, как Амангельды Иманова якобы убивает Миржакып Дулатов. Но, по словам Болата Мурсалима, не существует документов, подтверждающих этот факт:

В мае 1919 года, поняв всю тщетность противостояния советской власти, Букейханов решает пойти на примирение с ней. Его соратник Ахмет Байтурсынов вместе с Алиби Джангильдиным едут в Москву к Ленину. В Тургайской области в это время одновременно были алаш-ордынская милиция и вооруженные отряды Советов под руководством Амангельды Иманова. В одном из столкновений он погибает. Срочно прибывший в область Джангильдин провел тщательное расследование, но виновник так и не был найден. Более того, во время трех арестов Дулатова ему ни разу не вменялось убийство Иманова.

А в 1970-е годы, по рассказу дочери Миржакыпа Гульнары Дулатовой, к ней приезжал сын Амангельды. Женщина спросила: “Вы тоже считаете, что вашего отца убил мой отец?”. “Нет”, – последовал ответ.

Ложь об убийстве Иманова Дулатовым, по словам Болата Мурсалима, была выгодна советской власти. Есть предположение, что так она могла столкнуть лбами представителей одного народа, подсылая убийц к большевистским лидерам из народа и натравливая их сторонников на контрреволюционеров. После разгона “Алаш-Орды” Букейханов непродолжительное время, примерно до осени 1921-го, был занят “на административных и хозяйственных работах” в Оренбурге.

По воспоминаниям Смахана-торе, младшего брата Алихана Букейханова, в связи с резким ухудшением здоровья супруги Елены Яковлевны в 1921 году он срочно вернулся из Оренбурга в Семипалатинск, – пишет Султан-Хан Аккулы. – По рассказам Гульнар-апай, дочери Дулатова, Букейханов похоронил жену в Семипалатинске по-христиански, безукоризненно выполнив ее предсмертную просьбу.

Из Семипалатинска он направился в родной аул, на родовую зимовку Желтау, где провел практически целый год – с конца 1921 по октябрь 1922 года. Там его и арестуют.

После ареста 14 октября 1922 года Букейханов находился в Москве. В материалах Султан-Хана Аккулы есть рассказ о том, что в свой первый приезд в Москву он встречался с наркомом по делам национальностей Иосифом СТАЛИНЫМ, который настоятельно рекомендовал ему не ездить на родину и предлагал работу литературным сотрудником казахской секции Центрального издательства народов СССР.

В этот период он много работает, переводит Толстого, Чехова, Мопассана, издает казахские жоктау (похоронные песни), – рассказывает Болат Мурсалим. – В этих жоктау больше воспевались независимость казахской степи, сожаление о ее потере, нежели о смерти какого-то человека. В другой раз Букейханов, переводя статью Н. К. Крупской, высмеивал позицию Ленина... Среди архивных документов есть телеграмма Сталина первому секретарю Казахского крайкома партии Филиппу Голощёкину и председателю Совнаркома республики Ныгмету Нурмакову: “Возражаете ли возвращению Алихана в Казахстан?”. На что те вынуждены ответить: “Да, возражаем”. И с 1927 по 1937 год (вплоть до своего расстрела 27 сентября) Букейханова оставляют в Москве под домашним арестом.

В 1928 году начались аресты алашордынцев и продолжались больше четырех лет. Букейханов, как мог, помогал собратьям по движению. Тесная коммуналка в Большом Кисловском переулке стала своего рода перевалочной базой для родных и близких заключенных, которые направлялись либо в места ссылок, либо возвращались оттуда. Сюда, к дому № 4, приезжала жена Максима Горького, которой Алихан передавал деньги и письма для своих друзей.

Долгие годы место упокоения лидера движения “Алаш” оставалось неизвестным, даже после реабилитации в 1989 году. Найти это место удалось благодаря усилиям Болата Мурсалима, в 2007 году работавшего над сценарием документального фильма “Алаш-Орда”:

Я проштудировал расстрельные списки, пока не наткнулся на сайт “Мемориала”. Там в категории “А” списков расстрелянных, приговоры которым подписывал лично Сталин, я нашел Букейханова. Вместе с Нурмаковым они были расстреляны в один день и оказались в одной братской могиле на Донском кладбище в Москве.

Это массовое захоронение, которое, по словам исследователя биографии Алихана Букейханова Султан-Хана Аккулы, “Русское радио” попросту назвало “ямой”, хранит прах более пяти тысяч человек. Среди которых и маршал Михаил Тухачевский, крестный отец жены Сталина Авель Енукидзе, Левон Мирзоян...

Читая протокол допроса, я не мог избавиться от мысли, что Букейханов до последнего пытался спасти жизнь других, – отмечает Болат Мурсалим. – К примеру, когда его спросили о Нурмакове, сказал: “Я никогда не считал его националистом”...

– За что же расстреляли Букейханова? Ведь с 1922 по 1937 год он спокойно жил в Москве.

В протоколе допроса есть вопрос: знаете ли вы, что такое “Алаш-Орда”? Ответ: “Как мне не знать? Я создал это движение и поднял казахский народ на борьбу с советской властью”.

Великий поэт Султанмахмут Торайгыров назвал Букейханова “Алиханом всего Алаша”(Алаштың Алиханы), – в свою очередь говорит доктор исторических наук Мамбет Койгельдиев.

По его мнению, арестованный Букейханов в предоставленном тройкой Военной коллегии Верховного суда СССР последнем слове с присущей ему бескомпромиссной честностью заявил: “Я никогда не любил советскую власть, но признал”.