Художница творит из материалов, подаренных природой: круп, специй, цветов, семян, крахмала и других. А еще она успешно постигла секреты арт-менеджмента и без стеснения заявляет: “Искусство – это бизнес. Художник не должен быть голодным!”
34-летняя Алеся Шахер (Артемьева) (на фото) – член Европейской творческой гильдии (Лондон), арт-менеджер, представитель мирового дизайнера Карима Рашида (США), основатель Академии амбициозных художников…
Перечислять ее регалии можно долго. Любовь к творчеству пришла в детстве: обучение в школе искусств сочеталось с занятиями в школе с математическим уклоном.
– 90-е годы – очень сложный период для моей семьи. Дефицит, острая нехватка всего, – вспоминает Алеся. – Хотелось сделать многое, а материалов не было. Приходилось искать замену, что только развивало фантазию. Из пленки кассет плела макраме, из старой одежды шила игрушки. Я жила в поселке Фабричный Алматинской области, неподалеку от дома находилась суконная фабрика. Возможно, эта близость тоже повлияла на увлечения. Тогда начала делать картины из природных материалов.
Собирала травы, семена, мох, кору деревьев. Позже обнаружила: то, чем занималась с детства, – древняя японская техника ошибана. Причем она была частью обучения самураев, как искусство владения мечом или каллиграфия.
Приобщали их к такому, казалось бы, немужскому занятию, чтобы воспитать наблюдательность, терпение. Мне понадобилось много лет, чтобы научиться соединять разную фактуру, цвета. Успела получить образование в области программирования, юриспруденции, поработать маркетологом, PR-специалистом, в сфере рекламы.
– А что дает членство в Европейской гильдии?
– Она основана для объединения, развития и помощи творческим людям в разных регионах. Когда они общаются между собой, узнают много нового. В 2015 году я обучалась в исследовательской арт-компании Голландии. Преподаватели сообщили любопытные данные: развитие искусства в Казахстане находится на уровне 1993 года. Нас обогнали Кыргызстан и Узбекистан (1997–1998 годы), Россия (2000). На первом месте в 2015 году в ногу со временем шагали США, Австрия, Великобритания и Голландия.
В чем причина? В нашей стране нет многих образовательных процессов, в частности, арт-менеджмента, позволяющего художникам, скульпторам продвигать свои произведения, зарабатывать на жизнь. В целом искусство не воспринимается как бизнес. Нет даже оценки современного искусства. Хотя работают две профильные палаты.
У многих в головах еще живут установки вроде художник должен быть голодным. Нет! Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
Сальвадор Дали еще при жизни стал очень известным, обеспеченным. Завоевал признание брокеров, меценатов, своего друга – Беньямина Леви, страстного поклонника, который продвигал его искусство. И продолжает делать это сейчас. Искусство зарабатывать деньги на искусстве
Работы Сальвадора Дали могут приехать в Казахстан
– Ты стала партнером фонда Сальвадора Дали. Увидим ли мы когда-нибудь его работы в Казахстане? Я побывала в Доме-музее художника в испанском Фегеросе, впечатлений, эмоций – море!
– Не ты одна ждешь этого события! Недавно впервые его произведения заехали на территорию Евразии, сейчас они в Минске. Мы решили сделать микс – скульптуры, картины, ювелирные работы. Всего 50 работ предстанут на выставке-продаже – оригиналы и дублирующие работы (есть такое понятие в искусстве).
Но пока стоит вопрос финансов – логистика, охрана, всё очень дорого. Картины уже растаможены в Минске, планируем перевезти их на фуре. Воздушным транспортом не позволяют габариты работ. На основе выставки планирую сделать много разных активностей.
– Так чего не хватает казахстанским художникам?
– Прежде всего меценатов. Приглашаешь на выставку в другие страны даже известных художников, чьи работы стоят несколько тысяч долларов, все говорят – нет денег.
– А как их можно заработать?
– Рассказывать, показывать свое искусство. Не важно, кто – скульптор, музыкант, поэт. Проблема в том, что люди варятся в своем котле. Когда они организовывают выставки, их посещают в основном коллеги. Поэты дружат с поэтами, художники с художниками. На подобных мероприятиях редко встретишь блогеров, журналистов, бизнесменов, представителей дипмиссий, иностранцев.
Нужно четко понимать целевую аудиторию. Учитывать и такой момент – богатые люди не придут на мероприятие для людей среднего класса. Для них стоит сделать закрытую вечеринку.
Это правило работает во всех странах. Редко проводятся и масштабные пиар-компании. Если делать выставку, нужно правильно ее преподносить людям! На Западе это давно поняли.
Бренд – ДНК художника
– Ну и какие технологии там используют?
– Не поверишь, но талантливые художники в Европе, Америке, Японии зарабатывают миллионы! Брокеры, дилеры бегают за ними. На одного художника приходится три-четыре брокера. У нас только недавно появились понятия “арт-менеджер”, “брокер”, “менеджер проекта”…
Арт-бизнес – очень серьезный бизнес! Двигатель экономики многих стран.
Недавно прочитала: 78 процентов экономики Франции составляют искусство, культура и всё, что с ними связано.
В США на законодательном уровне закреплено: все торгово-развлекательные центры должны стать культурно-развлекательными. 60–70 процентов должно быть представлено культурой. У нас такого нет! А ведь толпы молодежи проводят в ТРЦ свободное время. За искусством, между прочим, идет туризм. Сколько раз наблюдала – когда за рубежом казахстанцы устраивают концерт или ставят спектакль, интерес зрителей огромный! Их искусство им уже приелось.
– Арт-менеджмент вызывает интерес у наших творческих людей?
– Многие еще плохо понимают, что это самостоятельное продвижение искусства. Считают, пусть это делает кто-то, а я буду писать картины… Не то время! У всех европейских художников свои сайты. Это первый инструмент продаж. Если нет возможности вести сайт, используй соцсети. Рассказывай, показывай, устраивай экскурсии в мастерскую! “Если вас нет в Интернете, вас нет в бизнесе”, – говорил Стив Джобс.
Бренд – это не только логотип, фирменные цвета или связь с общественностью. Это – ДНК художника. Он включает всё, что мы делаем, наши эмоции, ценности, характер.
Эра абстракции
– Просвети, какие направления в искусстве нынче в моде?
– Недавно встречалась с консулом Швейцарии в РК, он сделал комплимент, мол, Алеся, ваши работы очень понравятся европейцам, потому что они теплые. Сделаны из экоматериалов. Европа не любит кричащие краски в искусстве. Как и ядовитые цвета.
XXI век – эра абстракции. Люди начинают ее понимать. Сейчас “кляксы”, как раньше говорили, стали очень востребованными.
В целом в мире на слуху имена Дэмьен Херст, Ай Вэй Вэй, Маурицио Каттелан, Такаси Мураками, Томас Кинкейд, Джек Веттриано, Бэнкси. Из казахстанцев сразу приходят на ум Сауле Сулейменова, Алексей Уткин.
Но у каждого творца должно быть свое направление, философия. К сожалению, в картинах казахстанцев часто не видно художника. Смотришь работу и не знаешь – кто автор, пока не прочитаешь табличку.
Еще один момент. Весь мир старается завлечь людей в искусство действом.
Несколько лет назад национальный музей Нью-Йорка привез исторические вазы Китая. Но народ не шел. Тогда организаторы придумали интерактивные выставки с музыкой, дискотекой. И выставка прошла с большим успехом. В начале 2000-х один из театров в Португалии сделал отличный пиар-ход: спектакль “Гамлет” поставил на футбольном поле. И в нем участвовали обычные люди. Был аншлаг!
Цены только растут
– Насколько удачны вложения денег в произведения искусства?
– Искусство никогда не падает в цене. Чем больше востребован художник, тем его картины дороже. В среднем картины растут в цене каждый год на 12–28 процентов. А коллекция или предвыставочные работы стоят еще дороже. Так что это самое выгодное вложение. Один пример.
Питер Дойг, купленный на аукционе “Сотби” в 2005 году за 880 тысяч долларов, годом позже был продан за 1,8 миллиона долларов. Среднегодовая прибыль составила 86 процентов.
– А есть ли среди коллекционеров обычные люди, влюбленные в искусство?
– Конечно! В Германии муж с женой более 30 лет покупали произведения искусства, которые им нравятся, разных авторов, ценовой политики. Жили в крохотной квартире, где все заставлено картинами. Выставили коллекцию на продажу. Очень удивились, когда ее оценили в сумму более 10 миллионов долларов! Вложили они раз в 20 меньше…
АЛМАТЫ