Корреспонденту медиа-портала Караван.kz удалось поговорить с известным актером и режиссером.
- Александр Васильевич, Вы сами являетесь организатором многих кинофестивалей, таких как «Южные ночи». И Вам есть с чем сравнивать. Как Вы оцените уровень кинофестиваля «Евразия»?
- Мне кажется, организация очень хорошая. И это не просто привезти артистов, посидеть на банкете. Нужно приложить к этому намного больше. Чувствую здесь доброжелательность, глубокое уважение к участникам фестиваля, к гостям. Это главный критерий и если эти два качества присутствуют, то будет и всё остальное. Очень важно, как к тебе относятся, как встретят.
Важна и значимость фестиваля. Важно, чтобы организаторы имели возможность пригласить людей, имеющих отношение к культуре и сфере кино. И это является гарантом того, что здесь смогут серьезно говорить о киноискусстве. Еще один момент: подобные фестивали особенно важны сейчас, когда СССР распался, а культурные связи сохранились. А Казахстан – это страна, которая стремится к дружбе, к взаимопониманию. И людей приглашают сюда, которым приятно встретиться. Вот я приехал. А здесь Иварс Калныньш из Латвии – мой друг, коллега, замечательный артист. Я увиделся с Динарой Кашагановой – кинопродюсером, с которой мы вместе учились. Она меня встречает как брата, я ее сестричкой называю. И нас разорвать нельзя, какая бы политическая ситуация ни случилась.
Этот фестиваль проходит уже 10 лет подряд, значит, не смотря ни на какие катаклизмы народ нуждается в этом форуме искусств. Кинофестиваль – это смотр культурного уровня нынешнего поколения. А когда происходят какие-то творческие встречи, залы полные, потому что люди тянутся к культуре, они понимают, что эта подпитка им необходима.
-У Вас была мечта снять «Недоросля» по Фонвизину. Почему она не осуществилась?
- Не случилось. Цензура запретила. Мы с Беллой Ахмадулиной думали снять фильм о России. «Недоросль» – это Россия. О патриотизме России, о ее неграмотности и стремлении подняться выше в отсутствие возможностей. Я в то время вообще был на крючке у пятого управления КГБ. И мне сказали: «Опять, Панкратов, антисоветчину ищешь»? Они почему-то всё, даже мировых классиков, даже великого Гоголя - всё мерили под свою шапку социализма. Это страшно. Это убивало многие творческие замыслы и помыслы. А наши классики все предвидели – они святые.
- Вы режиссёр таких фильмов, как «Взрослый сын», «Похождения графа Невзорова», «Салон красоты» и «Система ниппель». Последний из них был снят в далеком 1990 году. Осталось ли желание вновь попробовать себя на режиссёрском поприще?
- Как режиссеру мне сценариев присылают много. Отказываюсь – не могу ничего найти для себя. Меня очень гнобила цензура при большевиках, очень. Запрещали, я по пять лет сидел без работы, ждал, когда пропустят мой сценарий. И «Систему ниппель» я снимал с большой радостью и счастьем. Я ликовал, думал: «Вот оно пришло мое время!». Пришел к власти Ельцин, и все. Я снял фильм в 90-м году. Оказывается, за год до событий, которые произойдут потом - я все предсказал в своем фильме. «Система ниппель» восемь лет пролежала на полке. Спасибо Путину – он пришел, и фильм вышел. После этого я ушел из режиссуры.
- Вас не видно в сериалах. Вы принципиально отказываетесь от подобных съемок или не зовут?
- Знаете, раньше принципиально отказывался, потому что мне это не нравилось. И большинство сценариев сериалов, которые попадали мне в руки, я чувствовал, что писали так называемые рабы. Читаешь сценарий и понимаешь: каждую серию пишут разные люди. Меня это поражало всегда. Сейчас я стал сниматься в сериалах - надо зарабатывать, жить на что-то. Жить хочется, а в кинематографе кризис колоссальный. А во-вторых, появились очень интересные молодые режиссеры. Сейчас я снимаюсь у Максима Мехеды. Это украинский режиссер, а фильм называется «По законам военного времени». С ним очень интересно работать, хотя и здесь материал по ходу съемок неоднократно может переписываться.
- Что бы Вы ответили, если бы Вас спросили, где находится нофелет?
-Я бы сказал: «За угол зайдите, он там!».
Читайте также: интервью с Анастасией Мельниковой; Сергеем Соловьевым; Иварсом Калныньшом.