Мы с супругом решили в буквальном смысле запрыгнуть в последний вагон уходящего лета и уехать на соленое озеро. Несмотря на конец сезона, практически все билеты до поселка Акши были распроданы. В обратном направлении оставались только два места в прицепном вагоне, одно из которых под номером тринадцать. «Ничего. Мы не суеверные!» - подумала я. Билеты с учетом агентских сборов и страховки нам обошлись в 25 тысяч тенге.
Забронировать номер тоже было непросто. Двухместные бунгало были заняты, пришлось брать трехместный. За пять дней проживания в пляжном домике пришлось отдать 101 тысячу тенге с учетом скидки. Собрали чемоданы и на всякий случай захватили с собой банку тушенки.
Холодная вода и горячая кукуруза
На вокзале Акши нас ожидал трансфер. В автобусе, который довозит туристов до зоны отдыха, было всего три человека – я, супруг и еще одна старушка в кепке. Вот они, прелести отдыха в конце сезона! Никто не дышит в спину, не ставит сумку на ногу. Мысленно я уже представляла нас двоих на всём берегу. Но уже на пляже поняла, что Робинзоном и Пятницей нам не быть. Побережье было усеяно телами загорающих. Кто-то ковырялся в телефоне, кто-то, прикрыв голову тряпкой, отдавался в руки Морфею. В воду заходили только самые отчаянные. Попробовала окунуться, но больше пяти минут продержаться не смогла. Уж очень вода холодная.
Для таких случаев местные соорудили на берегу маленькую баньку. Погреться в течение 15 минут стоит 500 тенге. Но она находилась довольно далеко от того места, где мы расположились. А что делать на пляже, если не купаться? Конечно же, есть. Здесь постоянно что-то предлагают туристам: копченую рыбу, кукурузу, пиво с чипсами. Копчёный карась на берегу стоит 1500 тенге, сазан – от 6000 до 8000 тенге, чипсы на палочке – 500 тенге, пиво баночное – 600 тенге. Для тех, кому совсем скучно, лечебная грязь – 500 тенге килограмм.
Позже местный житель нам рассказал, что пляжные продавцы – в основном приезжие из Шымкента и Туркестанской области. И за сезон эти ребята зарабатывают до 3 млн тенге.
Бутофорский туалет
Вроде все предусмотрели для туристов: лежаки, зонтики, бани, пиво. А вот туалет на весь берег был один и маячил, как мираж, где-то там на горизонте. У меня сразу возник вопрос, где же справляют нужду все эти многочисленные отдыхающие? Видимо, они просто идут по дну, делают свои дела, при этом всем своим видом показывают, что «ничего такого» не замышляют. И неважно, если течение идёт на других резвящихся купальщиков, которые разбрызгивают и отплёвывают попавшую в рот жидкость.
«Ну уж нет, - подумала я, - буду культурным человеком». И пошла вдоль берега к желто-сине-оранжевому миражу с вывеской WC.
Через минут двадцать добралась, дернула дверь, а она закрыта. Все? Конец сезона? Кто-то от отчаяния даже окно разбил, на котором одиноко висел ценник – 100 тенге. Пришлось бежать в номер. Еле успела.
В поисках морковки
На второй день нашего пребывания закрылась кафешка, где мы обычно обедали и ужинали. Нужно было искать другое место для харчевания. А тут еще супруг поймал лещей, и мы решили сделать из них хе. Для приготовления этого корейского блюда не хватало только морковки, лука и уксуса. И мы отправились на поиски овощей. Кто же знал, что в поселке, где на каждом углу огороды, нет в продаже лука с морковкой.
Мы обошли около десяти разных магазинов, большая часть которых была закрыта. В остальных, кроме пива и лапши быстрого приготовления, практически ничего не было. Продавцы все время нас отправляли в синий контейнер, где точно должны быть овощи. На улице жара, солнце палит, мы уже три километра отмахали, а контейнер все не появлялся. Вот такой экстремальный вид отдыха. В конце концов мы его нашли, такой невзрачный маленький магазинчик. Набрали овощей на 1600 тенге (1,5 кг моркови, 1,5 кг лука, килограмм огурцов и еще персики с лимоном), уставшие и груженые побрели назад в номера.
Хе мы все-таки сделали. А на следующий день нашли работающую кафешку. Цены там были кусачие, зато рядом. И никаких контейнеров.
Бензиновые апашки
Акшийские таксисты задирают цены покруче алматинских. За поездку в Ушарал, а это тридцать минут езды, с нас попросили 12000 тенге. Это в одну сторону! На эту поездку водитель затратит максимум 7 литров топлива. Если учесть акшийские цены на бензин (это отдельная тема), то затраты на поездку составят около 2100 тенге. Прибыль в 10000 тенге с одного клиента – такому бизнесу даже Илон Маск позавидует.
Есть в Акши и свои бензиновые королевы. Несмотря на то, что ежегодно регион посещает около 7 млн туристов, в прибрежных поселках нет ни одной заправки. Чтобы заправить автомобиль, нужно ехать в Ушарал. Или к «бензиновой апашке», которая продаст 92-й по 300 тенге за литр. Вполне себе рентабельный бизнес, навар – 95 тенге с литра, лучше, чем семечками торговать.
И вот садится турист в такси, а ему говорят: «Извини, братан, сейчас заправимся». При этом машина заезжает во двор частного дома, из которого выходит апашка с канистрой наперевес, водитель заливает бензин прямо из этой ёмкости в бак, расплачивается с бабулей. А турист тихо молится на заднем сидении.
И я там был, мед, пиво пил
Чем еще привлекает поселок Акши, так это медом. Различные виды меда, перга, медовуха и даже медовая самогонка продаются здесь практически везде. В конце августа на Алаколе ночи холодные, и утром туристы идут на пляж, завернувшись в махровые халаты и полотенца, словно медведи. А вдоль тропинки ларьки с медом, ближе к берегу этот продукт предлагают прямо с машин. Если с погодой не везет, то отдыхающие покупают медовуху по 1500 за литр и разбредаются по своим «берлогам».
Кстати, в конце сезона цены на мед в Акши вполне приемлемые – 3000 тенге за кило, и туристы частенько увозят 2-3 литра с собой.
В горы за райскими яблоками
Алакольский район известен не только своим солёным озером, но и Джунгарским Алатау. Местные жители организовывают экскурсии в горы, показывают не тронутые человеком места, предлагают посидеть возле чистой горной речки. Стоит такая поездка 30000 тенге, и рассчитана она больше на подготовленных туристов, но впечатления оставляет незабываемые.
Кстати, научно доказано, что предгорья Алатау являются исторической родиной яблок. Возраст некоторых яблонь здесь достигает 130 лет. Эти «дички» являются уникальным первичным материалом для множества сортов. Я их пробовала, по вкусу что-то между райкой и лимонкой. Теперь чувствую себя не только Пятницей, но и немножко Евой.