Алаколь: 11 проблем, мешающих превратить регион в курортный рай

Трудности дороги

На днях в региональном департаменте санэпидконтроля сообщили: из 170 алакольских баз отдыха акты готовности получила 121. В том числе 102 присоединились к проекту “Ashyq”.

– Отдыхающие будут допускаться при условии сканирования и предъявления на входе QR-кода для определения статуса посетителя, – рассказала руководитель пресс-службы департамента Баглан ТАУАНОВА. – Если нет Интернета или сбой мобильного приложения, допуск возможен при предъявлении отрицательного ПЦР-теста или паспорта вакцинации от ковида в электронном виде. Тем, у кого “красный” или “желтый” статус, допуск в туристическую зону запрещен.

В Восточном Казахстане алакольская зона отдыха относится к Урджарскому району. В пик сезона здесь ежедневно в среднем отдыхают 12 тысяч человек. По словам туроператоров, на фоне пандемии многие перепланировали отпуск с берега турецкого на берег родной. И еще до Нового года в санаториях и домах отдыха началось активное бронирование мест.

И вот на пороге июль. Готово Пестрое озеро к потоку отдыхающих?

Авиарейсов в Урджар нет – местный аэропорт закрыт на реконструкцию. Добраться недешевым, но быстрым и поэтому остро востребованным воздушным транспортом невозможно.

На поезд билетов тоже нет. Проверено: сколько ни запрашивай на сайтах, сколько ни звони в частные кассы, результат один – свободных мест до 15 августа нет.

Остается автомобильный транспорт. Рейс на автобусе из областного центра в сторону Алаколя занимает 15 часов, расстояние – 635 километров, стоимость одного билета – 5 тысяч тенге. Покупать лучше за 3 дня, если позже – мест может не хватить. “Фишки” такого путешествия – тряска, духота, ад придорожных сортиров…

Можно, конечно, отправиться и на личном автомобиле, если таковой имеется.

– Дорога степная, по жаре, изматывающая, – поделился впечатлениями от поездки на озеро устькаменогорец Мерей АДИЛЬХАН. – Трассу реконструируют. До Аягоза я насчитал 4 участка в объезд, после – еще 5. Всего из 500 километров больше сотни – в объезд. Это гравийные участки по 10–12 километров. Из-под колес летят камни, пыль столбом. Много “ступеней”, где резко начинается или заканчивается асфальт. Кругом кучи гравия. Где-то знаки установлены, но в основном ни предупреждений, ни ограничений.

В 2018 году за счет областного бюджета была отремонтирована дорога от железнодорожной станции Жаланашколь до побережья. Стоимость проекта – примерно 1 миллиард тенге. Сегодня соцсети пестрят видео с комментариями по поводу состояния полотна – это жесть! Ямы, латки, кошмар для иномарок. Разве такую дорогу обещала власть, вкладывая в ремонт крупную сумму?

Оно надо?

Как отметил глава региональной туристической ассоциации Аскар УРАЗБАЕВ, на Алаколе предприниматели реально обеспечивают достаточно высокий уровень сервиса. В стоимость входят: питание, номер с цивилизованным санузлом и горячей водой. Соответственно, чек более дорогой, чем, например, на базах отдыха Бухтарминского водохранилища. В такие отели львиная доля постояльцев добиралась воздушным транспортом. В этом году авиарейсов нет, билетов на поезд нет. Всем предложено трястись по трассе, на которой идут масштабные ремонтные работы. Что хвалят и на что жалуются туристы, вернувшись с Алаколя

– И люди задаются вопросом: зачем им это надо? – отметил общественник. – Многие либо уже отказались от брони на путевки, либо снимают сейчас.

Начиная с зимы владельцы алакольских баз начали обращаться к исполнительной власти с просьбами перенести сроки реконструкции урджарского аэродрома, а также заранее решить вопрос с дополнительными железнодорожными составами. В областном акимате развели руками: перенос работ по обновлению взлетно-посадочной полосы невозможен по финансовым и технологическим причинам. А число мест в поездах на Алаколь и так с 19 июня увеличено в 1,5 раза.

– По статистике, в пик сезона на базах отдыха алматинского побережья каждый день отдыхают примерно 23 тысячи человек, в Урджарском районе – примерно 12 тысяч, итого 35 тысяч, – привела расчеты директор базы отдыха “Инжу” Елена АСЫЛБЕКОВА. – В этом году санитарные службы потребовали, чтобы заполняемость была не выше 80 процентов, значит, число отдыхающих – 28 тысяч. Кто-то приезжает на 3 дня, кто-то – на 10 дней или 2 недели. Большинство – на 5–7дней. То есть примерно 4 600 туристов необходимо доставлять каждый день. Пусть около тысячи из них поедут по убитым дорогам или прилетят в Учарал, туда летают борт Л-410 на 19 пассажиров и Ан-24 на 48 мест. Остальные 3 600 нуждаются в железной дороге. По данным акимата Восточного Казахстана, всего в текущий летний период планируется перевезти 117 тысяч человек, или 1 300 человек в день. А потребность – почти втрое выше! Учитывая, что перрон в Жаланашколе короткий, добавлять вагоны нецелесообразно. Необходимо пускать другие поезда, плюс те, что сейчас ходят, сделать ежедневными.

Вагон проблем

В целом представители алакольской туристической сферы обозначили 11 проблем, сдерживающих развитие туризма на Пестром озере. Помимо транспортного вопроса и состояния дорог, предприниматели отметили незавершенное благоустройство пляжной зоны, слабую инфраструктуру курортного побережья, включая тротуары, дороги, освещение, детские площадки, скверы и т. д. Необходимость центральной канализации, надежного Интернета, берегоукрепления…

На днях тему Алаколя рассмотрели в областной палате предпринимателей. Как отметил руководитель организации Кайрат МАМЫРБАЕВ, всё еще не решена проблема с центральным водоснабжением, многие пользуются водой из скважин. Некоторых при этом принуждают встать на учет как недропользователей, хотя они не разливают, не упаковывают, не продают воду. В этом году крайне слабый напор – владельцы баз отдыха считают, что уровень грунтовых вод упал.

– Линию электропередачи провели, однако поврежденные участки обещают заменить лишь к следующему году, – возмутился директор. – Поэтому на базах отключают свет, например, в июне – уже дважды.

Как заключили в палате, предприниматели многое делают, чтобы создать условия для людей. Несмотря ни на что, у Алаколя тысячи фанатов, недаром его называют жемчужиной Казахстана. Важно, чтобы усилия бизнеса поддержала исполнительная власть, тем более что в Казахстане принята масса программ по развитию туризма.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК