Летом прошлого года инфекцию выявили у пятилетних деток. И как знать, стал бы этот факт достоянием общественности, если бы не смерть 45-летней воспитательницы детского сада № 25 “Ерке”.
– Она обратилась к участковому терапевту с жалобами на боли в спине. Назначили обследование, но уже через неделю, 26 июня, она скончалась. Ее забрали на “скорой” из дома. Ежегодно коллектив проходит медкомиссию в поликлинике № 1 по улице Маресьева. Все 8 лет, что она проработала, проблем со здоровьем у нее не было, – утверждала медсестра детсада.
При обследовании выяснилось, что четыре ребенка, где работала умершая, заражены палочкой Коха. По словам начальника отдела департамента по защите прав потребителей Дариги СЕИТОВОЙ, женщина действительно проходила обследование, флюорография показала, что в тот момент она была здорова:
– С середины мая по 1 июля в детском саду проводился ремонт. Воспитательница была в отпуске. В это время она могла заболеть, то есть больная с детьми не контактировала. К тому же у нее была закрытая форма туберкулеза. Мы опросили работников: кашля и каких-либо признаков этого заболевания не было.
Вскоре в центре скандала оказалась школа № 5 города Канды-агаш Мугалжарского района, там выявили сразу четырех носителей палочки Коха. Как рассказала заместитель директора школы Гульнар ИБРАГИМОВА, после этого всем ученикам 9 “А” класса сделали пробу Манту. Место пробы опухло у всех, кроме двоих детей.
– В декабре за 10 дней нашим детям сделали флюорографию, обзорный рентген, томографию. Мы стали возмущаться, ведь это такая нагрузка на организм! Почему их не проверили, когда заболел первый ребенок, сразу не обработали класс? Нам говорят, что облучение – минимальное, туберкулез у заболевших – не заразный – БК-минус, то есть не выделяются бактерии. Тогда как оказалось, что все заболевшие из одного класса? – негодовала одна из родительниц.
По данным главного врача областного противотуберкулезного диспансера Ерлана ТАТИМОВА, туберкулез был выявлен у двоих детей и четверых подростков:
– На мой взгляд, это произошло из-за ненадлежащей организации диагностики, наблюдения и оздоровления детей медучреждения “Шапагат”, несоответствия материальной базы школы санитарно-эпидемиологическим требованиям. Кроме того, сказались перестройка организма в подростковом возрасте и наличие сопутствующих заболеваний, контакт с туббольными.
По словам родителей, в январе проверка выявила туберкулез еще у пятерых. Возможно, и эти данные – неокончательные, потому что родители 133 школьников не разрешают обследовать детей, в том числе и по религиозным соображениям.
– Мы боимся отправлять детей на занятия. Уже семеро детей попали в тубдиспансер, – говорит мама одного из одноклассников заболевших детей.
Между тем стало известно, что после массовых проверок, в ходе которых 761 ученику 1–8-х классов сделали пробу Манту, у 260 реакция оказалась положительной. 170 школьников направили на дополнительное обследование.
Нередки случаи заболевания среди учащихся колледжей и студентов вузов. Но точных данных главный врач диспансера так и не озвучил:
– Доля студентов среди впервые выявленных больных за 2014 год составила 7,3 процента.
Что это за 7,3 процента – непонятно. Поэтому приводим данные за 2013 год, когда туберкулезом заболели 46 актюбинских студентов. Гульмира учится в местном колледже. Брала годичный академический отпуск и недавно вернулась на занятия:
– Когда родители узнали, что я заболела, они сильно испугались, уговаривали бросить учебу. Я взяла академический отпуск, вылечилась и вернулась к учебе. Чтобы снова не заболела, присылают мне 50 тысяч тенге в месяц, просят питаться усиленно, я знаю, что они вынуждены на всем экономить, но учебу бросать не хочу.
Медкомиссию в Актобе всего за 3 000–4 000 тенге можно “пройти”, не посещая врачей. 48-летний Кайрат М. трудился в местном предприятии, заработал тут туберкулез. Когда стало известно о болезни, попросили уволиться. После курса лечения решил вернуться, но в отделе кадров потребовали справку о выздоровлении. Кайрат обратился за помощью к знакомым, работающим в поликлинике № 1, и предоставил липовую справку. Но однажды в отдел кадров позвонили из санитарной службы – мол, почему не отмечается у участкового врача. Правоохранительные органы опросили медперсонал, но выяснить, кто выдал фиктивный документ, не удалось. Повторное обследование показало, что Кайрат действительно вылечился, но за использование поддельной справки он оштрафован на крупную сумму…
Сколько жителей Актюбинской области состоят на учете, выяснить не удалось. Главврач тубдиспансера предоставил ответы не в цифрах, а в процентах:
– Заболеваемость туберкулезом снижается. На 1 января 2015 года она составляет 169,6 на 100 тысяч населения, среди детей – 10 на 100 тысяч детского населения.
Меж тем сотни, а то и тысячи людей живут на съемных квартирах, без прописки, нигде официально не работают. Где гарантия, что среди них нет носителей палочки Коха? Другая проблема – по Актобе разгуливают люди, больные заразной формой туберкулеза. Давно говорится, что бывшая “мочаловская” больница, где разместили тубдиспансер, для него не приспособлена. Власти обещали вблизи Актобе построить противотуберкулезный диспансер на 400 коек. Но обещанного, как говорится, три года ждут. Так, на отчетной встрече с населением аким области Архимед МУХАМБЕТОВ сообщил, что строительство новой больницы отложено до лучших времен.
Актобе