Аксакал ушел тихо

Мастер, чья чуть ли не каждая работа становилась достопримечательностью южной столицы, окончил Алматинское художественное училище. В начале 50-х он бился и добился, чтобы в училище открыли отделение скульптуры! Памятники Абаю, Жамбылу, Чокану Валиханову, Амангельды, Курмангазы, Дине Нурпеисовой – произведения, которые прославили его имя.

– Я был в четвертом выпуске отделения, которое он открыл, – вспоминает заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии Казахстана Ескен Серкебаев. – Он вел у нас летнюю практику, давал задания рисовать в зоопарке, лепить, мы помогали ему строить дом-мастерскую. Потом мы пересекались на госкомиссиях по установке памятников, в центральном художественном совете по приему объектов. В 1969 году у нас была одна совместная работа на ВДНХ – делали гипсовую фигуру Ленина. В 1982 году я пригласил Наурызбаева в театрально-художественный институт – преподавать скульптуру. Уже после он просто приходил на семестровые показы в академию, чаю попить – так мы общались с аксакалом. В конце 90-х у него стало тяжело со здоровьем. Можно сказать, он нищенствовал. У меня сердце кровью обливается. Союз художников не принимал в конце его жизни никакого участия. Даже когда он попал в больницу с переломом бедра в 2002 году. Я ездил его навещать. Приехал и поразился: большая палата и человек 15 в ней, среди которых народный художник! Я пришел в Союз художников и говорю тогдашнему руководителю: “Выделите деньги, переведем его в платное отделение”. И получил ответ: “Да пусть там лежит, он этого заслуживает”. Я был в Усть-Каменогорске, когда узнал, что Наурызбаев скончался. Те, кто был на похоронах, говорят, что даже из районного акимата никто не пришел, не говоря уже о городском, о Министерстве культуры…

Поражает, с какой легкостью забываются действительно легендарные люди нашего времени. Но что страшнее – это становится тенденцией. Мы уже писали, что месяц назад так же без заслуженных почестей похоронили музыковеда Анатолия Кельберга. Теперь – скульптора Хакимжана Наурызбаева. Он умер в возрасте 84 лет в одиночестве и забвении…

Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)