В социальных сетях бурно обсуждалось возвращение и назначение на должность первого заместителя руководителя Администрации Президента РК Марата ТАЖИНА. Большинство экспертов связывают с его именем надежды на переформатирование внутренней политики в республике. Так ли это?
Марат Тажин – фигура в политическом истеблишменте Казахстана. Его далеко не однозначно оценивают как в экспертном сообществе, так и вне его. Однако известие о том, что Марат Муханбетказиевич возвращается, воспринято в целом положительно, что свидетельствует о том, что многие понимают необходимость идеологического обеспечения государственной политики.
Мы попросили ответить на вопросы нашей газеты политологов, как независимых, так и впрямую работающих с властными структурами:
1. С чем вы связываете возвращение Марата Тажина и назначение его на пост первого заместителя руководителя АП?
2. На что будет направлена его деятельность в новом качестве?
3. На каких проблемах в стране он сосредоточится?
4. Увязываете ли вы это назначение, помимо внутренних факторов, с миротворческой деятельностью Казахстана?
5. Как скажется присутствие Тажина на грядущих изменениях в Конституции и последует ли переход к президентско-парламентской республике?
Еркин ИРГАЛИЕВ, исполнительный директор Западного регионального филиала НОФ “Аспандау”:
1. Про самого Тажина уже было много сказано в различных СМИ с момента его назначения, и повторяться нет смысла. Показателен сам интерес социальных сетей к этому вроде бы чисто аппаратному событию. На наш взгляд, причина тут в том, что этот кадровый шаг явно выбивается из привычной уже логики действий Акорды. Характерно для сложившегося у нас авторитарного мышления, когда что-либо новое больше ориентировано на внешний эффект, реакцию извне, чем исходя из внутренних потребностей страны и с оглядкой на свое общественное мнение. И это подтвердилось чуть позже, когда в прошедшие выходные некоторые московские сайты начали публиковать слухи о проблемах его предшественника.
Но и без этого имеющиеся провалы во внутренней политике не замечал бы лишь слепоглухой человек.
Приведу лишь один пример из своей практики бывшего политконсультанта в одном из самых политизированных регионов. Так, именно с разрушительной работой бывшего куратора внутренней политики связываю порочную практику с 2012 года снимать через суд любых неугодных кандидатов на маслихатских выборах. По любым смехотворным причинам, вплоть до анекдотических случаев неуплаты каких-либо административных выплат. В результате местные выборы потеряли какой-либо смысл, загонялись внутрь все проблемы территориального развития и общественной жизни на местах, и не только. И такие примеры во всей сфере идеологии массовые и системные.
2. Поэтому в первую очередь Тажину предстоит решить две срочные задачи:
а) выявление и устранение причин и последствий завалов предыдущей команды, обвинениями в халатности и непрофессионализме которой дело вряд ли ограничится;
б) подготовка предстоящего послания, где будут заложены системные изменения начиная с этого переломного года.
3. Помимо вышеназванных текущих задач, новой команде предстоят и задачи восстановления разгромленных аналитических служб, которые вместо прежней “лакировки” должны наконец начать выполнять свои прямые обязанности – проводить адекватные исследования и вырабатывать необходимые рекомендации по всем проблемам как внутри страны, так и касательно стремительно изменяющегося внешнего мира. В том числе по повышению роли страны в переговорном процессе по Ближнему Востоку и Украине.
4. Знания и опыт Тажина в предстоящей конституционной реформе будут весьма востребованы, особенно в выработке системных мер по повышению роли законодательной / представительной ветви власти. Последний его опыт посла в России наверняка позволил ему изучить изнутри все возможности транзита от авторитаризма к более современным формам. Поэтому я сам ожидаю не только досрочные парламентские выборы, но и возвращение к прежней модели смешанной системы представительства, когда половина мест в мажилисе будет избираться от одномандатных округов в регионах. Эти меры, вместе с большей свободой регионам и малому бизнесу, должны если не вывести страну из нынешнего застойного состояния, так хотя бы подготовить ее к любым будущим испытаниям.
Максим КАЗНАЧЕЕВ, политолог:
1. Необходимо исходить из того, что Президент санкционировал начало работы группы по подготовке конституционной реформы. Марат Тажин уже работал над подготовкой конституционных изменений в 2006 году, также на позиции заместителя руководителя АП.
Кроме того, он имеет более фундаментальную академическую подготовку, нежели другие потенциальные кандидаты на эту позицию. А потому Президент рассматривает его как более надежную и подготовленную фигуру, способную модерировать предстоящую конституционную реформу.
Сложно ожидать от Тажина неких оригинальных шагов в плане переформатирования внутренней политики, но как модератор умеренной конституционной реформы он вполне подходит.
2. Акорде необходимо восстановить управляемость внутриполитического пространства после целого ряда имиджевых и идеологических провалов 2016 года. Очевидно, что Президент хотел бы вернуть статус-кво, наблюдавшийся в 2012–2013 годах.
3. Марату Тажину предстоит сфокусироваться на нескольких приоритетных задачах: во-первых, необходимо переломить существующий негативный тренд в имиджевом позиционировании власти. Целый ряд непопулярных инициатив на протяжении 2016 года нанесли существенный урон власти в целом. Поправки в Земельный кодекс, ужесточение режима регистрации граждан и тому подобные вещи. Кроме того, еще больший урон нанесли многочисленные коррупционные дела. Эту ситуацию придется “отыгрывать назад”. И сейчас стоит проблема того, как это сделать на уровне тактических решений.
Во-вторых, власть утеряла инициативу по формированию внутриполитической повестки. Прежние кураторы этого направления делали ставку на административные рычаги и ситуативное реагирование. Сейчас намечено восстановление стратегического позиционирования власти через проработку конституционной реформы, но пока заявлено лишь о создании рабочей группы, поэтому сложно оценивать содержательную сторону данного решения.
Марату Тажину придется работать одновременно и на уровне стратегического проектирования новой политической реальности, и на уровне тактической реализации будущей политической повестки.
4. Нет, не увязываю. Казахстан формирует мифологему “успешного миротворца” лишь для внутреннего имиджевого позиционирования власти. Свободных ресурсов для проведения самостоятельной геополитической игры у страны нет.
5. Потребность в конституционной реформе есть, она позволит снизить озабоченность внутренних и внешних игроков проблематикой транзита власти в стране. Появление дополнительных механизмов принятия политических решений благоприятно повлияет на политический климат в стране, снизит обеспокоенность относительно имеющихся политических рисков.
Сама по себе инициатива об усилении полномочий парламента давно обсуждается и связана с предстоящим транзитом власти. Однако до последнего времени сроки конституционной реформы увязывались с оценкой эффективности реализации пяти институциональных реформ.
Мне представляется, что парламент получит ряд дополнительных полномочий лишь формально. Действующий Президент, обеспечивая благоприятные условия транзита власти, понижает степень полномочий своего потенциального преемника, балансирует его возможности более сильным парламентом.
Задача Тажина в этой ситуации – провести максимально консервативную версию конституционной реформы, которая сохранила бы за действующим Президентом существующий набор полномочий, но существенно сократила бы этот набор для преемника.