Есть на территории бывшей Семипалатинской области в Абайском районе в горах Шынгыстау пещера Коныр-Аулие, куда на протяжении веков стекаются паломники. Считается, что святое место способно исцелить многие заболевания, в том числе бесплодие, алкоголизм и наркоманию. А главное – здесь очищают душу. Говорят, вознесенная в этом месте мольба всегда будет услышана небесами.
В Казахстане три подобные пещеры с одинаковым названием, и все являются местом паломничества. Легенда гласит, что трое святых опоздали к отплытию ковчега Ноя. Им удалось спастись от Всемирного потопа на огромном бревне. Бурные волны разметали святых по разным местам. Но им удалось спастись. Над бескрайними водами виднелись каменистые выступы, в которых оказались пещеры, расположенные высоко в горах. А места спасения святых обрели чудодейственную силу.
В горах Шынгыстау в одной из этих пещер установлено жилище для паломников. Здесь необходимо духовно подготовиться к посещению Коныр-Аулие. Строгий обычай – входить под каменные своды только с чистыми помыслами, нельзя курить, злословить, женщинам необходимо покрыть голову платком. Но святое место принимает не каждого. Говорят, здесь становится плохо тем, чья совесть отягощена злодеяниями – убийством, кражами, брошенными детьми. За этим, гласят легенды, следит страж – дух одного из предков. Его даже удается запечатлеть на фотоснимках – белый как лунь старик, призрачно мерцающий из кромешной тьмы. Краевед из Семея Александр ДОЛГУШЕВ в октябре 2005-го сделал в пещере снимок, на котором проявилось странное вытянутое белое пятно. По словам исследователя, подобные изображения получились у большинства людей, фотографировавших в тот день в пещере.
Впрочем, говорят, что дух-страж не только не пускает в пещеру грешников, но и оберегает паломников. Дело в том, что в 60–70 километрах от Коныр-Аулие находится горный массив Дегелен, где была одна из испытательных площадок Семипалатинского полигона. В Семее до сих пор рассказывают о походе в 1958 году в Коныр-Аулие студентов. Когда они спустились в пещеру, мимо пролетела белая птица, непонятно откуда взявшаяся на такой глубине. Буквально через несколько минут на полигоне прогремел взрыв. Задрожала земля, посыпались камни, и вход в пещеру завалило куском скалы. Оказавшиеся в ловушке люди решили идти в ту сторону, куда полетела птица. Вскоре увидели солнечный свет, лившийся из небольшого пролома в скале, и выбрались наружу.
Все три пещеры Коныр-Аулие объединяет то, что в них круглый год держится неизменная температура – плюс 7 градусов. В каждой есть небольшое озеро, и температура воды постоянно плюс 4 градуса. Эти озера и являются главной целью паломничества. Если в пещере Коныр-Аулие в Баянаульских горах Павлодарской области к воде нужно подниматься наверх, а диаметр озерца не превышает полуметра, здесь можно просто умыть лицо, то в Абайском районе нужно спускаться по наклону вниз, а озерная гладь – 18 метров в длину и 15 в ширину. Обычай требует трижды с головой окунуться в ледяные священные воды. По преданию, на дне озера живут четыре белые змеи. А иные легенды утверждают, что под 15-метровой толщей воды есть потайная дверь, за ней скрыта другая пещера, ставшая местом упокоения Чингисхана. Мол, поэтому его могилу так и не нашли.
Как бы технически ни совершенствовалась противопожарная служба, огнеборцы всех времен – люди очень суеверные. А история семипалатинских пожаров и убежденных атеистов заставит задуматься о тайном смысле, таящемся в огненной стихии. В 1990-е годы дымили страшные для прииртышского соснового бора пожары. Огонь безжалостно уничтожал гектар за гектаром. В один из таких лесных пожаров тогдашний начальник пожарной части УГПС Семипалатинска Владимир Викторович ТИМАШОВ оказался на границе кладбища по Павлодарской трассе. Позже он вспоминал:
– В моем распоряжении была всего одна пожарная машина. Фронт огня приближался. Я понимал, что при таких обстоятельствах невозможно не допустить распространение огня на деревья, растущие на погосте и являющиеся символами похороненных здесь людей. Но что сделаешь с одной машиной? От крайних могил огонь был уже на расстоянии ста метров. А было очень ветрено. Но, дойдя до определенной точки, огонь вдруг остановился, как будто посмотрел на нас, о чем-то подумал. А затем ветер резко изменил направление, и огонь, развернувшись, ушел в сторону. Мистика или благоприятное стечение обстоятельств? Это до сих пор для меня является загадкой.
И это не единственный подобный случай.
– В 1997 году стена огня вплотную подошла к Святому ключу, – говорит руководитель музея при пожарно-техническом центре УЧС Семея Наталия Рыкова. – Почитаемый тысячами горожан источник находится в небольшой ложбине, где много сухостоя и веток. Если бы пожар накрыл это место, то от святыни не осталось бы и следа. Что отвело огонь от этого места – не скажет никто. Но, знаете, есть поверье, что если заливать пожар молоком, то пламя непременно отступит. Местные жители и стали выносить все молоко, что было в домах, и расплескивали его в приближающийся огонь. И стихия отступила.
В октябре 2005-го во время записи на городском телеканале программы “Притяжение”, посвященной истории пожарной каланчи, Наталия Рыкова рассказала о бытовавшем среди пожарных поверье – если тихонько стукнуть по пожарному колоколу, то в скором времени непременно возникнет пожар. Во время записи телепрограммы это было воспроизведено – в студии прозвучал легкий щелчок по колоколу. В этот же вечер в городе возник пожар…
В сорока километрах от Семея между селами Жыланды и Канонерка есть небольшой аул Акколь. Более века над ним высится минарет старинной мечети. Старожилы помнят, что этот мусульманский храм был возведен в 1907 году местным жителем Султангали-кажи ФАЗЫЛОВЫМ. Материал для мечети собирался по всей округе. Утверждают даже, что аккольское сооружение построили без единого гвоздя. После революции, когда религию объявили опиумом для народа, здесь разместили начальную школу, а потом – читальню и клуб. Сейчас от мечети остался один остов. Но она не просто продолжает стоять, но и порождает сонм поверий. Говорят, однажды некий вандал забрался на минарет, чтобы сорвать с верхушки полумесяц. И в этот момент у него загорелась рука. С тех пор “аккольскому чуду” никто не пытался причинить вред. А когда несколько лет назад местные власти предприняли несколько попыток перенести здание в усть-каменогорскую этнодеревню, всякий раз случались какие-либо события, надолго отвлекавшие внимание чиновников от сооружения. Видимо, не хотят небеса переноса Аккольской мечети.
Существуют интересные легенды, связанные с постройками могущественного Лаврентия БЕРИИ в районе старого военного аэропорта, где до сих пор сохранились бетонные катакомбы и бункеры. По рассказам семипалатинских старожилов, именно здесь под руководством главы НКВД ученые пытались изобрести машину времени, которую фашисты собирались создать еще во время войны, чтобы использовать путешествия во времени в военных целях. Если верить преданию, суть изобретения состояла в том, что проникать в прошлое можно было, открывая порталы человеческого мозга. Местом для таких экспериментов был избран Семипалатинск, который после строительства ядерного полигона и без того стал экспериментальной площадкой военных.
– Одним из тех горожан, кто, возможно, столкнулся с этим уникальным явлением, был Илья СКОКОВ, служивший здесь сразу после войны связистом, – отметила собирательница городских легенд и преданий, историк Светлана ЕРЕМЕНКО. – Он рассказывал, что однажды из любопытства оказался в подземном лабиринте, расположенном под аэродромом. В поисках выхода Скоков вдруг наткнулся на стену. Вновь бросившись к развилке лабиринта, он не увидел выхода. Фонарик стал гаснуть, и это спасло Скокова – он увидел полоску света, бросился туда и обнаружил выход, но, выйдя, испугался еще больше. Вокруг вместо города он увидел пустынную степь. И только вдалеке виднелись небольшие саманные постройки. Испугавшись, мужчина бросился назад в лабиринт. И вскоре наткнулся на одного из военных, который и вывел его. Скокову казалось, что все это длилось два-три часа. Каково же было его удивление, когда он узнал, что на самом деле его не было около трех суток. Об этом Скоков узнал от обеспокоенных родственников, которые не знали, что и подумать.
Семей