Для начала они хотели бы встретиться с руководством строительной компании, которая делала ремонт, и представителями городского акимата.
– На капитальном ремонте нашего дома по Бектурганова, 17, мы настаивали, – рассказывает Ольга ШИН. – Мы добивались и ждали его, ибо наша пятиэтажка была аварийной. Зимой не было тепла, крыша текла, подвал был в ужасном состоянии. В общем, программа модернизации казалась панацеей от коммунальных бед.
В 2018–2019 годах ремонт, наконец, состоялся.
– Но с ТОО “Компания “Райян”, выполнявшим работы, у нас с самого старта начались проблемы, – подчеркивает Ольга. – Нам навязал это ТОО городской акимат, расхвалив его до небес. Мол, дома рядом тоже ремонтирует “Райян”, там люди довольны, и у вас всё будет хорошо. Как все нормальные люди, мы хотели контролировать то, что делается в нашем доме за наши же деньги. С первого дня строительных работ ходили за руководством ТОО, чтобы нам дали на руки смету, что конкретно делается, из каких материалов и сколько это стоит.
Нам хотелось иметь на руках договоры со строительной компанией – как она работает, если мы, жильцы, их с ней не заключали? Ремонт, получается, возник из ниоткуда?
На начальном этапе никто с нами не обсудил, что конкретно мы имеем в виду под капремонтом дома. Список необходимых работ не утверждали. Но диалога не получилось, на все просьбы дать нам копии документов на строительство в товариществе отвечали: “Зачем вам? Вы в этом разбираетесь?”.
Полтора года строители не торопясь ремонтировали пятиэтажку, параллельно заканчивая работы и в других домах по соседству.
– В итоге нам заявили, что ремонт закончен, надо начинать платить за него, стоит всё 75 миллионов тенге, рассрочка нам – на 15 лет, – рассказывает Гульнара КУШЕНБАЕВА, проживающая в одной из квартир. – У нас новые вопросы: почему кредит на целых 15 лет и откуда сумма в 75 миллионов взялась? Почему именно 75?!
Соседняя пятиэтажка, такая же, как и наша, платит 30 миллионов за свой ремонт, мы – в 2,5 раза больше.
Поговорите с нами сначала, всё разложите по полочкам, и мы будем платить! Но опять же – никто нас не слушает.
А тут подвал “поплыл”.
– Канализационные трубы прорвало, которые только недавно в рамках капремонта проложили, – поясняет Ольга Шин. – Полный подвал фекалий, в подъездах дышать нечем, коммуникации под сточной водой остались. Мы бросились звонить в акимат, в “Райян”, наконец приехали рабочие, откачали воду, всё залатали. Через несколько недель снова вода в подвале – теперь уже грунтовая, “подушку” от неё, получается, строители нам ненадежную в подвале сделали. И тут мы, наконец, выцарапали в строительной компании копию сметы на капремонт и выяснили: не все работы, что в ней были заявлены, строители осилили. Балконы, например, остались неукрепленными.
Несколько раз жильцы пытались провести общее собрание с приглашением сотрудников акимата и ТОО “Компания “Райян”, чтобы все детали прояснить.
– Ни руководство акимата, ни руководителей строительной организации мы так и не увидели, – говорит Ольга Шин. – Приезжали лица попроще, все время кивали, обещали до начальников наши вопросы донести, но воз и ныне там. Вот нам говорят: платите за капремонт, несите деньги в банк – а у нас на руках нет ни одного документа, что он в нашем доме действительно сделан! На основании чего платить?
Ситуация серьезная. Деньги потрачены государственные, народ их будет в казну возвращать. Но этому народу для начала немного бы внимания не мешало уделить: исполнительной власти, которая отвечает за рациональное использование каждого тенге из госбюджета, строительной компании, которая свою прибыль, без сомнения, из скандального ремонта извлекла.
Мы попытались задать некоторые из тех вопросов, которые волнуют жителей дома по Бектурганова, 17, в связи с ремонтом в их доме, акиму Кызылорды Нурлыбеку НАЛИБАЕВУ, полагая, что не может не быть в курсе народных проблем градоначальник.
Оформили запрос. Спросили, какая организация является оператором денежных средств, расходуемых в Кызылорде по программе модернизации ЖКХ? Почему именно ТОО “Компания “Райян” стало подрядчиком капремонта в доме по улице Бектурганова, 17? В курсе ли городской акимат, какая сложная ситуация с этим ремонтом сложилась у жителей дома? Что людям делать? Как может ремонт рядовой пятиэтажки стоить 75 миллионов тенге?
Ответ из горакимата Кызылорды пришел – правда, не от самого Налибаева, а за подписью начальника отдела ЖКХ РАХМАТУЛЛАЕВА. И ни на один из наших вопросов ответа сей документ не содержал.
“В рамках программы “Модернизация жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы” в 2014–2015 годах проведен капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума многоквартирного дома по улице Бектурганова, 17, – сообщили в отделе ЖКХ горакимата. – Проведенный капитальный ремонт был принят с участием представителей активной группы, с участием специалистов строительных работ”.
В глаза бросается неувязка: жильцы дома утверждают, что их дом ремонтировали в 2018–2019 годах, акимат – что намного раньше, хотя люди вели видеозаписи разговоров на повышенных тонах со строителями о качестве работ и документах на строительство. Один из таких, например, был прошлой зимой. И кто “из активной группы” принимал готовые работы – никто из жильцов тоже сказать не может.
– Может, кого-то уговорили это сделать втихаря? – предполагает Ольга Шин.
“Подрядной организацией ТОО “Компания “Райян” работы выполнены согласно проектно-сметной документации”, – написано в ответе на запрос.
Никто и не сомневается, что невозможно капитально отремонтировать пятиэтажку, не имея на это проекта и сметы.
Также отдел ЖКХ сообщил, что причиной прорыва новых канализационных труб в подвале отремонтированной многоэтажки могла быть, например, неисправность на канализационно-насосной станции. Но состояние подвала уже взято на контроль отдела.
И ничего-то нам отписка сия не прояснила.
К слову, дозвониться до руководства ТОО “Компания “Райян” оказалось делом несложным. И там пояснили, что трехсторонние договоры “оператор денежных средств – жильцы дома – подрядчик” заключает в данном случае ГКП “Кызылорда Тазалыгы”, где аккумулируются денежные средства на модернизацию домов по госпрограмме.
То есть почему у жильцов на руках нет договоров на капремонт их дома, должна все-таки знать исполнительная власть.
Тем временем население дома по ул. Бектурганова, 17, скидывается на хорошего юриста, чтобы он представил интересы жильцов в госорганах, суде, в диалоге со строителями. Может, у профессионала получится внести ясность в обстоятельства, волнующие людей? А им-то всего и надо, чтобы с ними поговорили. Разве это невыполнимая просьба?
Анекдот в тему
– А мы дома ремонт затеяли!
– И с чего начали?
– С ругани.
Кызылорда