Аким Павлодара живет в здании бывшего детского сада, а его подчиненные хотят забрать под детсад здание государственной школы

174 ребенка в подавленном состоянии. Взывают к общественности, что их буквально выкидывают на улицу из любимого “второго дома”, разрушают большую семью.

Городу нужен детсад!

Родители написали коллективное письмо в “КАРАВАН” и пригласили корреспондента на собрание. Они рассказали, что к ним приезжала руководитель отдела образования акимата г. Павлодара Гульжан КАДЫРБАЕВА и сообщила, что акимат рассматривает вопрос о закрытии школы. Она привела ряд доводов в пользу смены назначения здания “Стикса”, принадлежащего государству.

В первую очередь это то, что типовое помещение может вместить 320 дошколят и необходимо городской детворе в этой части Павлодара. Посему одним из способов решить проблему в акимате считают распределение детей “Стикса” по другим школам.

Среди аргументов и то, что средняя наполняемость классов в “Стиксе” всего 14 школьников, тогда как норматив по городу равен 25 ученикам. Выходит, что на одного учащегося “Стикса” бюджет дороже, чем в других школах по городу, а еще родители школьников оплачивают ежемесячно за обучение детей по 57 тысяч тенге, и эти деньги поступают не на счет школы, а в ТОО “Бизнес-школа “Стикс”. На это директор школы Юрий СТЕПКИН, который, к слову, счел нужным не присутствовать на встрече Гульжан Кадырбаевой с родителями, дабы не повышать градус, позже пояснил “КАРАВАНУ”, что ТОО он открыл вынужденно. Мол, существует норма, согласно которой со счета госшколы можно снять в месяц только небольшую сумму.

На собрании больше других расстроились родители детей с особенными потребностями – страдающих ДЦП и аутизмом. В “Стиксе” несколько лет развивается так называемое инклюзивное образование. Для детей приглашали как-то специалистов из Израиля.

Олег ИЛЬИН, у которого такой ребенок, не представляет нормального будущего своего сына, если “Стикс” будет закрыт.

– По пятницам дети смотрят кино и мультфильмы, а перед ними – короткометражки на злободневные темы: о вреде наркомании, проблемах подросткового возраста, о предотвращении суицида, против компьютерной зависимости, – рассказывает одна из родительниц Людмила АМИРХАНЯН.

На вопрос: а не много ли это – платить по 57 тысяч тенге в месяц, родители учеников сказали, что информация недостоверна. Они вносят по 37 тысяч тенге. Выходит, что за время нахождения учеников до обеда платит бюджет, а за дополнительные занятия, до 17.30, доплачивают родители.

– Директор фактически организовал нам работу с репетиторами. Мы вносим “Стиксу” примерно по 1 300 тенге в день за три часа ежедневного дополнительного образования – услуги репетиторства. На теневом рынке репетиторы берут 1 500–2 000 тенге в час и налогов не платят, – говорит Юлия БУТАКОВА, в прошлом выпускница “Стикса”.

– Мы – граждане Казахстана – должны иметь право выбора! Почему нас его лишают? Мы выбрали “Стикс”, а его закрыть хотят, – говорит родитель Сергей ГЛАГОЛЕВ.

Ольга ЯРУХИНА поделилась, что ее внук сегодня испытывает сильнейший стресс, и она боится за нервную систему мальчика.

Между тем руководитель отдела образования подчеркивает: вопрос лишь рассматривается. По ее данным, усилиями акимата за последние годы 32 здания в городе вновь переделаны под детсады.

Обратившиеся в “КАРАВАН” говорят, что в Павлодаре сейчас более 30 зданий экс-детсадов используются не по профилю. В них работают коммерческие структуры, живут люди, например градоначальник Нуржан АШИМБЕТОВ.

Родители и школьники порываются явиться в здания акиматов, выйти на площадь. Директор отговаривает их от подобных шагов, надеясь на разумные решения.

Прямо ЧП с этим ГЧП!

“Стикс” открыли в 1992 году, а вскоре тогдашний глава области Даниал АХМЕТОВ издал постановление № 186 от 22 октября об открытии школы со статусом госучреждения.

– В непростой для страны период директор объяснил родителям, что полагаться надо и на свои возможности. В кратчайшие сроки капитально отремонтировано бесхозное, несколько лет простоявшее без охраны здание детсада – без окон, отопления, бойлера и прочего. Закуплены мебель, учебники, оборудование для столовой, компьютеры. Все сделано за счет личных средств директора, чем могли, помогали родители. Позже Степкин выкупил землю, построил большой спорткомплекс, положил асфальт, возвел хозпостройки и вновь из казны не взял ни тиына. Мы, определяя выгоду для бюджета с бухгалтером “Стикса”, высчитали, что сэкономлена для казны сумма, сопоставимая с миллиардом тенге. Из них только в виде подоходных налогов денег, перекочевавших из карманов родителей, около 332 миллионов тенге, – отмечают родители “стиксенят”.

По их мнению, “Стикс” может быть примером в стране, как давать качественное образование детям, платить налоги и заниматься государственно-частным партнерством (ГЧП).

Кстати, не так давно – в феврале – Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ сделал замечание акиму Павлодарской области Булату БАКАУОВУ на важном совещании, причем именно по поводу ГЧП в образовании.

– Некоторые регионы эту работу не проводят или задачу провалили. Хуже всего ситуация по развитию государственно-частного партнерства обстоит в Павлодарской области. За три года открыто всего два частных мини-центра на 160 мест. Булат Бакауов, в чем дело? Вам не нужны мини-центры? Почему вы только два за три года открыли? Учись у старших коллег, как надо работать, Сапарбаев, Ахметов – нужно у них учиться, как надо работать в этом направлении, – сказал глава государства.

Не стерпели правды?

Юрий Степкин признает, что не может молчать, когда обижают учителей, о чем высказывался вслух, а это не нравится чиновникам. Он сильно возмутился тем, как обошлись четыре года назад с его сотрудницей. Тогда ученица “Стикса” Даша ДОРОНИНА заняла первое место на республиканской олимпиаде по французскому языку и одновременно подтвердила в посольстве США отличное знание английского языка, получив грант на обучение в Америке. Однако на августовской конференции в присутствии руководства города было заявлено, что Даша – воспитанница другой, 39-й школы! Денежная премия ушла директору этого заведения и якобы преподавателю.

– Моего учителя, воспитавшего Дашу и более десятка призеров республиканских олимпиад с 2003 года, даже не пригласили на конференцию! Она узнала о подтасовке и проплакала весь день дома, а Дашка рыдала в Америке!

– Юрий Иванович, акимат пишет в справке по “Стиксу”, что у вас перерасход по электроэнергии, теплу…

– Цифры эти никто не проверял. Я к тому, что не всему нужно верить. Руководитель отдела образования неверно сказала про те же 57 тысяч тенге оплаты, а еще про то, что руководит ТОО “Бизнес-школа “Стикс” некая Марина Шмидт. Такого не было. ТОО это создано для безвозмездной помощи школе “Стикс”. Безвозмездной. Я вот уже 19 лет все средства от аренды спорткомплекса, построенного за мои деньги для “Стикса”, отдаю учителям на зарплату. Раньше выходило по 42 тысячи долларов в год, сейчас по 25. В уставе ТОО “Бизнес-школа “Стикс” лишь оказание платных образовательных услуг, никаких коммерческих операций.

Школе нужны были средства на развитие, и я взял два кредита по 3,6 миллиона тенге, заложив свою квартиру. Сейчас выплачиваю из зарплаты, вот чеки и договор (показывает).

Все думают, что я богат несказанно и с жиру бешусь? Богатств у меня нет, живу я в квартире в старой пятиэтажке, личную машину лет десять не могу купить. Поймите, я не бессребреник и деньги люблю. Но, считаю, и очки перед Всевышним нужно сейчас зарабатывать.

Кстати, еще насчет неверной информации. На совещании в облакимате, куда я был вызван по поводу “Стикса”, озвучено, что мои дети выигрывают олимпиады только по французскому и немецкому языкам. Это не так! По всем предметам! Двадцать два года подряд мои ученики занимают призовые места на олимпиадах республики, побеждают в международных проектах, выигрывали премию Президента “Болашак”, различные гранты.

В “Стиксе” царит четырехязычие – казахский, русский, английский языки обязательны, а еще по выбору французский или немецкий.

Меня наш отдел образования порой поражает. В конце прошлого года пришел приказ подписать “Меморандум” о будущих результатах. Я не подписал. Как можно угадать, сколько ребят станут обладателями “Алтын белгi” и грантов, сколько начнут носить хиджабы и станут беременными (бывает, но не в “Стиксе”) и сколько у нас будет суицидов? Я должен в план уложиться?

Еще я возмущался, что зимой учителей Павлодара заставляли ходить по вечерам по чужим квартирам и развешивать флаги на балконах. Почему, когда я организовываю благотворительный семинар для врачей и учителей, работающих с детьми с ДЦП и аутизмом, с приглашением светил из Иерусалима, этого никто из чиновников не желает видеть? Зачем учителей Павлодара заставлять покупать билеты на концерты неизвестных певцов и выгонять на демонстрации и прочие мероприятия?

– Неужели все-таки личная неприязнь к вам так расстраивает образование города?

– Наверное. Нарушений в работе “Стикса” нет, а результаты есть. Может, чиновников раздражает, что послы Франции в РК были в “Стиксе” четыре раза? Посетил “Стикс” как-то тогдашний руководитель Администрации Президента РК Нурлан НИГМАТУЛИН. Он похвалил школу, оставил визитку. Буду звонить Нурлану Зайруллаевичу, и не только ему, чтобы рассказать о родном городе, славном Павлодаре, который люблю.

Любовь наших учеников к родной школе и желание родителей вырастить успешных граждан Казахстана для укрепления его мощи будет сильнее, чем нелюбовь чиновников. Уверен, что “Стикс” выстоит.

Павлодар