У Алексея Андреевича Кима теплая и светлая энергетика. Человек с доброй улыбкой и мудрыми глазами. Таким я его себе и представляла еще до встречи. Светало. Мегаполис спал, но в районе ТЭЦ-1 уже кипела работа. Я решила провести один день в качестве сотрудника этой крупнейшей станции, которая дает городу 30 процентов тепла в зимний период. До этого я написала кучу статей по проблемам энергетики Алматы, и мне не терпелось оказаться внутри этого закрытого объекта.
Вместе с главным инженером ТЭЦ-1 заступили мы на вахту. До того, как в 8.00 все соберутся на селекторное совещание, нужно сделать обход, посмотреть оборудование и принять смену у ночного директора – есть такая должность на станции, которая должна работать бесперебойно, круглые сутки. Сначала дела.
Казалось бы, лето – какое отопление, но работа продолжается. Оборудование проверяется, ремонтируется, потом консервируется, чтобы осенью начать подготовку к отопительному сезону. Наконец-таки мы находим время поговорить с Алексеем Кимом. У меня в голове не укладывается, что этот человек начал работать на ТЭЦ-1 в тот самый год, когда я родилась. В общем, год этот был особенный и для него, и для меня. Мы с удовольствием вспоминаем, что и Алматы еще не был мегаполисом, зато был столицей. Алексей, мечтавший поступить в вуз и стать энергетиком, вдруг не прошел экзамен. Но сдаваться не стал и устроился на станцию обычным слесарем. Он застал мэтров энергетики – Сильвестрова, Хасенова и других, которые многому его научили. Поэтому позже, поступив все-таки в институт по специальности, он стал необычным студентом – уже досконально знал работу ТЭЦ изнутри. И все теоретические знания мог подтвердить на практике. В его жизни всегда за словом шло конкретное дело. Даже его дипломная работа о переводе ТЭЦ Алма-Аты на газ стала грандиозным проектом, воплощенным в жизнь. Спустя десятилетия после окончания вуза он сам руководил этим процессом. И сегодня с гордостью может сказать, что алматинская ТЭЦ-1 – один из самых экологически безопасных объектов энергетики страны.
– Наша ТЭЦ находится в черте города, поэтому эти вопросы так важны. Мы ведь тоже люди, патриоты. Моя семья живет недалеко от ТЭЦ. Процесс перевода ее на газ длился несколько лет, правительство дало задание заняться этим вопросом, и мы это сделали. Но, даже работая на угле, наша станция была одной из самых чистых в плане выбросов благодаря переходу на эффективные золоулавливающие установки.
Алексей Ким признается, что, где бы он ни был, работа никогда не выходит из его головы, а разговоры все равно сводятся к любимой теме. Даже за ужином в семейном кругу обсуждают котельное оборудование и эмульгаторы.
– Дело в том, что это уже не работа, а наша семейная традиция, – говорит он. – Брат тоже энергетик, и сын пошел по моим стопам, должен на следующей неделе вернуться из армии и приступить к работе на ТЭЦ-1. Мы все живем в ритме станции. Жена уже привыкла к такому образу жизни. Мне могут позвонить ночью, и я поеду на ТЭЦ, чтобы лично все увидеть, если надо.
Пройдя все ступени карьерной лестницы от низов до главного инженера, получив звание заслуженного энергетика Казахстана и СНГ, он все так же скромен и считает, что всегда надо продолжать учиться и совершенствоваться.
– Время не стоит на месте, необходимо продолжать работу по повышению показателей станции, снижать затраты на обслуживание оборудования, чтобы получить значительный экономический эффект, – уточняет Алексей Ким.
Ведь спрос всегда с него, шутит Алексей Андреевич. Соседи, родня, друзья, как только видят его, вместо привычного “как дела?” спрашивают: “Ну что, будет у нас тепло?”. И он уже за 35 лет привык уверенно отвечать: “Будет!”.
Алматы