Так случилось и в центре крупной жилой застройки в микрорайоне “Айнабулак-3”.
Спору нет, автостоянки и паркинги нужны городу как воздух. Но кто сказал, что они нужны вместо воздуха? И вроде так называемые спальные районы Алматы предназначены для комфортного проживания людей, но на деле их обустройство зачастую идет лишь во вред жильцам. Этот квартал в “Айнабулаке-3” можно назвать типичным примером нерациональной хаотичной застройки жилого массива. Еще несколько лет назад многоквартирные пятиэтажные дома в районе улиц Палладина и Жумабаева – № 94 и № 98 в “Айнабулаке-3” – утопали в зелени. Теперь на месте деревьев в нескольких метрах от жилья возникли круглосуточная автостоянка с будкой охранника и дорога с двухсторонним движением. А вместо пения птиц и свежего воздуха – круглосуточный рев автомобилей, звуки автосигнализации, пыль и смог от выхлопов.
Как говорят местные жители, на этой территории общего пользования при строительстве торгового комплекса срубили десятки деревьев. Кроме карагачей там росли абрикос, тутовник, черешня. Когда эта площадь была закатана в асфальт, компенсационные посадки составили всего 16 туй. Они до сих пор не могут как следует прижиться и высажены совсем на другом участке земли. Зато теперь десятки автомобилей паркуются буквально в пяти метрах, под окнами жилья. И, похоже, никого не смущает, что по нормам застройки жилых массивов Алматы расстояние до жилых домов от гаражей и стоянок постоянного и временного хранения легковых автомобилей должно быть не менее 10 метров, если паркуется до десяти единиц, и не менее 15 метров – от 11 до 50 автомобилей.
Причем согласно ответу, данному Комитетом по управлению земельными ресурсами Алматы жителям еще в 2006 году (цитируем), “ИП “Кимбаев” самовольно занимает участок госфонда… и тем нарушает ст. 43 Земельного кодекса РК” и “право государственной собственности на землю”. И что за нужда заставила местные власти в 2012 году передать этот участок общего пользования в аренду под одноэтажный склад частному владельцу? И почему он теперь использует его еще и не по целевому назначению, а как двухэтажный торговый комплекс с фитнес-клубом?
Судя по ответам чиновников, разрешение на вырубку деревьев управление природопользования застройщику не давало. Сам владелец утверждает, что никакой вырубки не производилось. Но присланная жильцами в редакцию видеозапись наличия зеленой зоны на той территории, сделанная в 2006 году, свидетельствует об обратном. Возможно, застройщик об этих деревьях просто забыл или за растения не считал. А теперь из “благих” намерений заасфальтировал прилегающее к его торговому дому пространство без учета дренажных систем и водостоков. Поэтому прямо под окнами жителей образовались непролазная грязь и стихийная трасса, по которой машины объезжают пробки, скапливающиеся по соседней улице Жумабаева. А тающий снег и дождевые воды с крыш текут прямиком в подвалы, подъезды домов и близлежащие дворы, делая их непроходимыми. Даже дворники отказываются от уборки таких территорий, поскольку для них это практически нерешаемая задача.
– Прошлой зимой здесь на льду разбилась моя жена, – рассказывает пожилой житель квартала. – Теперь вот я получил травму. Разве можно так пренебрежительно относиться к людям и производить застройку столь безграмотно?