Айгерим Сабралиева: Обвинять бездоказательно футболистов мы не позволим!

– В самом разгаре межсезонье и подписание контрактов с футболистами. Как ударил кризис по заработкам игроков?

– Говорить с определенной точностью о том, насколько именно ударил кризис, еще рано. Но то, что рынок провис, – очевидно. Бюджеты многих клубов премьер-лиги заметно сократились, и ряду футболистов пришлось пойти на существенное сокращение зарплат. Я знаю игрока, который год назад получал в нашей стране 15 тысяч долларов в месяц, а сейчас его устроил контракт в размере двух миллионов тенге ежемесячно – по нынешнему курсу это около шести тысяч долларов. Думаю, многие футболисты сейчас выбирают просто: лучше получать здесь и сейчас, чем ждать каких-то сумасшедших предложений и в итоге остаться без работы. Возможно, это и повлияет на то, что казахстанские игроки захотят выступать не дома, а в зарубежных чемпионатах. Футболистам я постоянно напоминаю о том, что для них есть два самых важных фактора: здоровье и время, остальное можно получить через старание и труд.

– До сих пор профсоюз футболистов и тренеров никак не высказался на тему громкого заявления президента ФФК Ерлана КОЖАГАПАНОВА, предостерегшего игроков и агентов от практики откатов.

– Я хочу высказать свое личное мнение по этому поводу. Для начала стоит процитировать то заявление президента Федерации футбола: “Я предостерегаю всех футболистов и тренеров от участия в откатных схемах с зарплатами и прочими вознаграждениями. У таких преступлений нет срока давности. В любой момент могут прийти за теми футболистами и тренерами, кто передает энную долю расхитителям казахстанского футбола. И не важно – вы казахстанец, балканец или африканец – доберутся до всех. И улетевших “лебедей” тоже достанут, поверьте. Все эти безумные траты госсредств на агентские и подъемные, исчисляемые десятками и сотнями тысяч долларов в рамках одной сделки, надо немедленно прекратить”.

Если Федерация футбола Казахстана собирается бороться с этими – вне всякого сомнения – порочными явлениями не на словах, а на делах, то я буду только рада. Может быть, по инициативе ФФК правоохранительные органы провели огромную работу, зафиксировали переговоры об откатных схемах, опросили сотни свидетелей и имеют на руках железобетонные доказательства вины футболистов и агентов? Тогда да, согласна: Ерлан Кожагапанов имеет право на столь громкие заявления. Если это просто слова, за которыми не стоят реальные дела – как в случае с его прошлогодним заявлением про судей, – тогда к ним можно отнестись совсем по-другому.

Честно говоря, мне кажется, что руководство федерации не совсем понимает футбольные реалии. Вы можете себе представить, как игрок заходит к директору клуба и, сев на стул, забрасывает ноги на стол руководителю, произнеся при этом: “Значит так, платить ты будешь мне столько, а откатывать я буду тебе вот столько!”. Поймите, что футболисты не сами решают, сколько и когда получать. Они лишь подписывают контракты и надеются на то, что им вовремя и в полном объеме будут платить. Футболисты – наемные работники! И инициаторами таких схем они никогда не станут! Обвинять их бездоказательно мы никому не позволим.

– А как быть с “безумными тратами госсредств на агентские выплаты”?

– Для начала поясню, что ФИФА упразднила понятие “агент” еще в прошлом году и также рекомендовала всем федерациям разработать свой регламент относительно посредников и сумм вознаграждений им. И меня очень удивляет, что в ФФК недовольны большим компенсациям агентам, но при этом сами не сделали ничего, чтобы противостоять этому?

– А что могли сделать в федерации?

– Прописать суммы компенсаций посредникам в регламенте! И можно закрыть глаза на то, что в ФФК должны были разработать его до 1 апреля прошлого года, а появился он только 10 октября – это не беда. Страшит другое: максимальный размер вознаграждения, который выплачивает игрок посреднику, не должен превышать 10 процентов, а в случае если платит агенту клуб, то и все 15 процентов. И это при том, что во многих странах мира суммы компенсаций, которые регламентируются местными федерациями, равны трем (ТРЕМ) процентам! Почему же федерация не беспокоилась о борьбе с оттоком денег из футбола при принятии регламента, остается неясным. Где логика в действиях?

– Интересно.

– Понимаете, у Федерации футбола Казахстана все возможности! Ей доступны все документы, контракты и известны все суммы компенсаций. И если они действительно такие высокие, то почему бы не предпринять меры не на словах, а на деле? Отчего у нас до сих пор из года в год игроки и тренеры обращаются в ФИФА и Международный спортивно-арбитражный суд в Лозанне? Оттого, что здесь их интересы защитить не могут. И с этим надо что-то решать.