– По закону пенсионные деньги могут быть использованы для покупки акций компаний, участвующих в “народном IPO”. Могут ли вкладчики влиять на процесс?
– Хорошо это или плохо, но ни вы, ни я, ни кто-то другой, как вкладчик, на процесс инвестирования пенсионных активов влиять не может. Раньше мы могли это делать опосредованно: более или менее грамотный вкладчик отслеживал политику своего фонда, и, если она ему не нравилась, он “голосовал ногами”, переходя в другой фонд. Сегодня этой возможности вкладчики лишены. Правда, в ЕНПФ (Единый национальный пенсионный фонд) будет создан или уже создан совет по управлению пенсионными активами из представителей правительства, Нацбанка, участников финансового рынка и независимых экспертов.
– Вы туда входите?
– Не вхожу. Члены совета будут коллегиально принимать решения, в том числе и по тому, куда инвестировать пенсионные активы. Есть надежда, что решение будет взвешенным, так как оно будет коллективным, лучше единоличного. В принципе, у нас уже есть относительно неплохой опыт того, как государство проводит IPO.
– Имеете в виду “Казтрансойл”?
– Акции “Казтрансойла” даже дали прирост. В следующем году государство планирует выставить небольшие пакеты – по 10 процентов – компаний КТЖ, КЕГОК и других. Считаю, если ЕНПФ поучаствует в покупке вот этих бумаг, ничего страшного не будет. К примеру, энергетика и железные дороги всегда загружены, а их акции будут расти в цене. Такие сферы нельзя отдавать в управление иностранному капиталу. Они должны быть в руках государства и его граждан. К тому же продажа их акций будет глотком свежего воздуха для нашего фондового рынка.
– Какую долю в привати-зации будет иметь ЕНПФ?
– С учетом тех средств, которые саккумулировал в себе Единый пенсионный фонд, это будут очень маленькие деньги.
– Но был и неудачный опыт с “Досжан темир жолы”. Компания получила около 28 миллиардов пенсионных денег, а потом не расплатилась по купонным облигациям. Не повторится ли история? В итоге расплачивается все равно государство...
– Я не стал бы делать сравнения с “Досжан темир жолы” – это были бумаги частного акционера, а в случае с нацкомпаниями мы имеем дело с государством. Поэтому риски хоть и есть, но сведены к минимуму.