Солист группы “Эклектика” Дмитрий Щеголихин, басист из Jazz Voda Сапар Момбеков и барабанщик группы “Марта” Тимур Гриднев не просто решили слетать в Афганистан – они там вместе выступили на первом среднеазиатском рок-фестивале Sound Central (30 сентября – 1 октября) в Кабуле.
– Конечно, было и страшновато лететь, и страшновато выступать, – рассказывает Тимур Гриднев. – Талибы, правившие в стране до 2001 года, вообще не признавали музыку и считали, что струнные и барабанные инструменты – от сатаны. Но я подумал: когда еще в своей жизни буду в Афганистане?!
– Что в первую очередь бросалось в глаза на кабульских улицах?
– Разбитые улицы, асфальта нет вообще, на каждом перекрестке по двое-трое полицейских с автоматами. Ездят пикапы с пулеметами и военные хаммеры. Удивило, что там нереальный трафик. Причем в Кабуле почти нет светофоров. В огромном городе – он больше, чем Алматы, – я насчитал два светофора. Движение хаотичное, но люди как-то разъезжаются! В основном все вооружены. Возле каждого здания – трехметровые бетонные заборы с колючкой. Над городом висит дирижабль, все фиксирует на видео. По ночам летают вертолеты без проблесковых маячков.
– Правда, что в Кабуле везде звучит русская речь?
– Нет, неправда. Когда гуляли по базару, местные афганцы кричали нам: “Здравствуйте, друзья!” и “Привет!”. На этом их знания заканчиваются. Но русских уважают. А вот американцев не любят, поэтому они не высовываются. В целом там безопасно, но ходить нужно с проводником. Накануне нашего приезда американский журналист вышел вечером погулять, его хотели украсть. Бедолага поднял шум, на его счастье рядом проходили военные. Вообще, как я понял, иностранцы приезжают в Афганистан работать за очень неплохие деньги.
– Чем вас кормили?
– Пловом, шашлыком, лепешками. Причем лепешки доминировали. Порция шашлыка – четыре палочки с маленькими кусочками мяса – подается с лаймом и острым перцем.
– А какие остались впечатления от самого фестиваля?
– В Кабуле ожидали рокеров из всех среднеазиатских стран. Но в Афганистане 20 сентября убили бывшего президента Бурхануддина Раббани. И в итоге приехали только мы и ребята из Узбекистана. Вместе с местными музыкантами выступили девять групп. Сначала у нас прошел концерт в местном клубе “Бункер”. Молодые кабульцы принимали нас на ура. На следующий день был сам фестиваль – шел семь часов. Он проходил в парке возле Дворца Бабура. О месте и времени объявили за четыре часа до начала концерта, чтобы не было никаких эксцессов. Информация рассылалась с помощью эсэмэсок. Женщин было мало. Местная же молодежь выглядела как обычные рокеры – в джинсах, футболках и с прикольными прическами. Был момент, когда один старик слушал-слушал, а потом резко пошел в толпу. Я подумал: “Ну, все. Сейчас будет рок-фарш!”. Но обошлось (смеется).