Аффектное дело

Детонатор трагедии

Преступление было совершено 29 февраля 2008 года в Костанае возле кафе “Сеул”. Предприниматель Валерий Алексеев подъехал туда около полудня и, не таясь, дважды выстрелил из охотничьего ружья в Асылхана Бусурманова.

Трагические события повлекла за собой драка, случившаяся 24 февраля в кафе “Доброе”. Там Бусурманов подрался с сыном Алексеева Ильей. По словам свидетеля Коцюбы, когда они с Асылханом вышли в холл покурить, его спутника толкнул какой-то незнакомый парень. В завязавшейся затем драке Бусурманов ударил парня в лицо, и тот упал. За него вступились старший брат и несколько приятелей, а за Бусурманова – его знакомые. Когда участников потасовки увезли в ГОВД Костаная, стало известно, что молодой человек, которого ударил Бусурманов, – это Илья Алексеев, сын костанайского предпринимателя.

Врачи выявили у него повреждение челюсти, и потерпевшие обратились в ГОВД.

Во время следствия мать Ильи Алексеева утверждала, что после обращения в полицию им постоянно звонили знакомые и родственники Бусурманова, предлагавшие решить конфликт миром. Но ни она, ни ее супруг забирать заявление не стали.

Показания свидетелей

По словам Алексеевой, утром рокового дня – 29 февраля, к ней на работу пришел родственник Бусурманова Хамит Досаев и вновь предлагал решить проблемы без вмешательства полиции. В ответ она предложила, чтобы Асылхан сам приехал к ним домой, но услышала в ответ, что тот отказывается от встречи в их доме.

Позже на суде Досаев показал, что после этого разговора ему позвонил Валерий Алексеев и пригласил в кафе “Доброе”. Но Бусурманов перенес встречу в кафе “Сеул”. По словам свидетелей, он захватил на встречу 200 тысяч тенге. Эти деньги он намеревался заплатить за лечение Ильи.

Когда Досаев с Бусурмановым подъехали к “Сеулу”, они увидели “Мерседес”, в салоне которого находился Валерий Алексеев. Тот сказал, чтобы они шли в кафе, а он пойдет следом. Но не успели они пройти и 20 шагов, как Алексеев окликнул Бусурманова. Тот обернулся, и в этот момент грохнул выстрел.

Бусурманов пригнулся и попытался забежать за угол здания. Но раздался второй выстрел, и смертельно раненный Асылхан упал на землю. Потрясенный Досаев, обращаясь к Алексееву, воскликнул: “Что ты делаешь?!”. В ответ тот сказал, что его достали, положил ружье в машину и уехал. Вызвали “скорую помощь”. Но врачи не смогли спасти Асылхана: заряд картечи поразил сердце и легкие.

Психиатрическая экспертиза

Родной брат потерпевшего Марат Бусурманов говорит, что в тот день болел гриппом и лежал дома. Получив известие о смерти Асылхана, он примчался в больницу, где встретился с сотрудниками полиции. От них он узнал, что Алексеев заперся в своем доме.

Когда приехал начальник ГОВД, Валерий Алексеев открыл дверь, и следственно-оперативная группа получила возможность изъять орудие преступления – помповое ружье № L2608547 12-го калибра модели “Winchester-1300”.

Любопытно, что обвиняемый был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу не сразу, а лишь 11.04.2008 года. Второе обследование – стационарную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу – ему провели позже, 16.06.2008 года! Согласно заключению специалистов, “ …в момент совершения правонарушения Валерий Алексеев мог понимать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, то есть его следует считать вменяемым”. Вместе с тем эксперты выявили у подсудимого состояние аффекта. По свидетельству проводивших обследование Алексеева психологов и психиатров, физиологический аффект носит кумулятивный характер, который может растянуться на месяцы. В то же время, по словам свидетелей, Алексеев до рокового дня несколько раз разговаривал с родственниками Бусурманова и вел себя при этом весьма сдержанно…

Суд приговорил Валерия Алексеева к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Родственники Бусурманова предполагают, что подобный прецедент может послужить примером для многих убийц. Приговор они считают неоправданно мягким и намерены обжаловать его в Костанайском областном суде.

Олег ГУБАЙДУЛИН