Аферисты под маской банкиров

Новая схема предполагает, что человек добровольно передаст мошеннику информацию, которая вообще-то должна храниться в тайне. Злоумышленники звонят клиентам банка, представляются его сотрудниками и сообщают об атаке на счета вкладчиков, потом втираются в доверие и аккуратно выспрашивают нужные номера и коды. На днях жертвой махинаторов едва не стала дизайнер казахской национальной одежды Малика ДУЙСЕНБАЕВА.

– Мне позвонил мужчина, представился сотрудником банка, сказал, что с моей карточки кто-то хочет снять большую сумму денег. Предупредил, что сейчас очень много фактов мошенничества, поэтому важно меня обезопасить. Сказал: чтобы предотвратить эту платежную операцию, я должна продиктовать ему код, который сейчас придет мне на телефон. Очень грамотно, банковскими терминами со мной разговаривал. И я поверила, уже даже начала называть ему эти цифры. И вдруг вижу: в SMS от банка четко написано, что код никому нельзя говорить, даже сотрудникам банка. Тогда я решила, что лучше перепроверить, и позвонила в колл-центр, – рассказывает Малика.

В банке женщине сообщили, что это мошенничество, и порекомендовали срочно сменить пароль на карте. Малика поступила правильно, поэтому не стала жертвой афериста, но в некоторых случаях прием срабатывает.

– Если мошенник получит вашу конфиденциальную информацию, сможет от вашего имени покупать товары и услуги, открывать новые счета, переводить деньги, в том числе сможет выводить деньги с депозитов, – поясняет директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Национального банка РК Александр ТЕРЕНТЬЕВ.

Он призывает никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать реквизитов своих счетов и банковских карт, PIN-кодов, CVV-кодов на обратной стороне карты, обязательно подключить сервис уведомлений к своим платежным картам и при малейшем сомнении звонить в колл-центр своего банка.

– Если вам позвонил человек, назвавшийся сотрудником банка, и попросил ввести ваши данные на клавиатуре вашего телефона в тональном режиме, при этом заверяя, что он их не увидит и не узнает, кладите трубку и звоните в колл-центр. Это самый важный пункт, который должен насторожить, – подчеркивает Андрей Терентьев.

Еще один верный признак мошенников: при попытке клиента завершить разговор и позвонить в колл-центр для уточнения информации они начинают нервничать, торопить и даже угрожать. Если потенциальная жертва не торопится сообщить свои персональные данные, они могут стращать ее потерей денег, атаками на банковские счета и т.д. Это их обычный прием, и пугаться его не стоит. Лучше сразу позвонить в свой банк, а потом обратиться в полицию.

НУР-СУЛТАН