Такое мнение в интервью «Каравану» высказал экономист Денис Кривошеев.
- Теперь Уральск – это новые ворота для вылета из России. Россия тоже ведь должна коммуницировать. Отсюда такая быстрая покупка петропавловского аэропорта. Сейчас начнется заруба за аэропорты Костаная и Павлодара. Это хабы, это новые ворота в Россию с юга и юго-востока, - говорит Денис Кривошеев. - Мы всю жизнь летали через них, теперь они могут летать через нас. А это рынок очень большой. Речь идет о рынке в 25-30 млн человек. Ну сколько живет в Западно-Казахстанской области? 700 тысяч человек. А вокруг в радиусе 500-600 км живет в десятки раз больше. Если так получилось, что эти люди готовы пользоваться услугами казахстанского сервиса, то нет ничего зазорного оказывать им эти услуги и зарабатывать на них. Если человек приехал на рейс заранее, значит, уже начинается его обслуживание: гостиница, поел, попил, в магазин сходил, перевозка, услуги хранения, подготовка документов. Сюда же, в Уральск, могут прийти бренды, которые ушли из России.
Нашим бы компаниям, уверен эксперт, надо перестать играть в политику и начать работать, зарабатывать деньги. Если ты можешь извлекать из чего-то прибыль, то этим надо заниматься. Если для кого-то политика имеет значение, то это личное его дело. Большинство людей беспокоят простые обыденные проблемы: как он заплатит за жилье, чем будет кормить детей, во что он оденется.Турецкий холдинг приобрел аэропорт Алматы
- Если вы против факта продажи аэропорта, то почему никто не выступил против продажи туркам аэропорта Алматы? Я не против самой продажи. Но я вижу, что турки заплатили слишком много, и что они будут вкладывать в его развитие?
С другой стороны, Уральск находится в зоне безопасного пролета для российских самолетов на маршруте из Москвы на Кавказ и Турцию. Поэтому для российских компаний просто удобно иметь здесь свой промежуточный аэропорт, способный принимать крупные борта.
Международный аэропорт Костаная выставляют на торги с 2017 года. Оценочная стоимость лота на 30 апреля 2017 года составляла 862 млн тенге. Торги объявляли несколько раз. Однако приватизировать обьект не удалось. В 2019 году в аэропорту началась реконструкция. По плану эта гавань должна была принимать самолеты типа Boeing – 767, 757, 737, Airbus А310, ТУ-204. Аэропорт Семея хотят отдать на приватизацию к 2025 году
В 2022 году был опубликован план по приватизации аэропорта Костаная в 2024 году. Решением акима региона с молотка уйдут 49 процентов акций АО. До этого времени на объекте должны провести предпродажную подготовку: на ремонт взлетно-посадочной полосы и реконструкцию здания аэровокзала намерены потратить 12,4 млрд тенге.
Аэропорт Петропавловска был продан с торгов в июле 2022 года. За полгода распродажи цена на предприятие упала с 5,6 млрд тенге до 2,8 млрд тенге.
До 2025 года также должны быть приватизированы аэропорты Актобе, Палодара, Атырау, Шымкента, Семея и Усть-Каменогорска.
Сделка по приобретению ТОО «Международный аэропорт «Орал» была завершена на минувшей неделе. Компанию-оператора аэропорта купило ТОО «Орал аэропорт холдинг». Ее младшим акционером является российская компания АО «Ретранс». АО «Ретранс», в свою очередь, владеет АО "Управляющая компания «Аэропорты Регионов», которая специализируется на профессиональном управлении аэропортами.