Кстати, увлечение это приравнено к виду спорта. Существует даже Международная федерация стендового моделизма (IPMS), имеющая филиалы в разных странах мира. Интернет еще больше объединил моделистов всего мира. Люди разных профессий и возраста обмениваются чертежами, схемами, фотографиями будущих и уже готовых моделей.
Собравшиеся на прошедшей в Алматы выставке стендового моделизма коллекционеры дружно заявили: их хобби – творческий, интересный процесс. Ведь каждый из них – историк, конструктор, художник, и даже немножко ювелир, работа-то тонкая! Из обычного пластика, дерева и прочих материалов рождается маленький шедевр, в точности повторяющий воссоздаваемый объект. Наиболее распространенный масштаб собираемых моделей – 1 к 72 и 1 к 48.
Если заглянуть в историю, то желание создавать в миниатюре точные копии оружия появилось еще у древних египтян. Археологические находки копий кораблей из обожженной глины, камня датируются Х веком до н. э.
В 30-е годы одна английская компания выпустила первые наборы из пластмассы для сборки самолетов, кораблей и другой техники. В 50–60-х годах стендовый моделизм получил огромное развитие как хобби. Вскоре одна из компаний-производителей обанкротилась и продала свои пресс-формы для производства пластмассовых самолетов в бывший Союз. Они разошлись по фабрикам игрушек в Ташкент, Минск, Донецк, Москву… Благодаря этому у советских мальчишек (да и не только мальчишек, но и у взрослых людей) появилась возможность покупать и собирать игрушки-модели. На невзрачных коробочках не было названия самолета, лишь обозначалась заглавная буква фирмы F. Уже в ходе сборки при сверке с чертежами выяснялось, что это американский бомбардировщик или английский транспортный самолет.
Алматинец Вадим КИСТАНОВ увлекается моделизмом с пяти лет – с того момента, когда ему подарили модель самолета Ил-18. Ее клеили взрослые, да не совсем удачно: самолет вскоре развалился. После чего будущий коллекционер решил все собирать самостоятельно.
– В годы перестройки хобби стало для меня отдушиной, – вспоминает коллекционер. – В те времена мы собирались вместе, соревновались – кто сделает одну и ту же модель ближе к оригиналу. Вот и сейчас обязательно встречаемся раз в год на выставках. Хотим, чтобы современное поколение знало о стендовом моделизме.
Вадим Кистанов собирает авиационную технику советского и постсоветского времени. И у него в коллекции не только собранные им модели – многие друзья по увлечению, переезжая, оставляют ему свои работы. Добротная модель никогда не пропадет и перейдет “по наследству”!
До сих пор коллекционеры помнят и яркие немецкие пластмассовые наборы – огромный дефицит! Ими обменивались, доставали по блату, заказывали всем, кто ехал в Москву.
– Моему хобби более 40 лет, – рассказывает подполковник в отставке Александр КОСЕЦОВ. – Первые наборы папа привозил из Москвы. Когда я вырос, сам стал ездить в командировки. Привозил наборы с самолетами, хотел сына приучить, но ему не нравилось это занятие. Вот тогда вспомнил детство. Для меня моделизм – отдых, разрядка, как для женщин вязание (смеется). Предпочитаю собирать модели конца 30-х годов, а также современную российскую авиатехнику.
В коллекции нашего собеседника – примерно 200 собранных моделей. И еще столько же в коробках ожидают своего “звездного часа”. Больше всего сил и времени затрачено на бомбардировщик времен Второй мировой войны Пе-8. На его сборку ушел год, так как у оригинала богатая деталировка.
Квартира пилота, моделиста, коллекционера и фотографа в одном лице – Сергея НЕФЁДОВА – показалась нам настоящим музеем.
За стеклом стеллажа – лучшие достижения мировой боевой авиации. Сергей говорит, что старается строить модели, принимавшие участие в тех или иных войнах, воздушных боях или в локальных конфликтах. А также самолеты, на которых летали известные летчики или которые участвовали в знаменательных событиях. Например, он собрал штурмовик “СуперЭтандар ВМС Аргентины”, потопивший во времена Фолклендского конфликта всего одной ракетой британский контейнеровоз “Атлантик Конвейер”.
Военная авиация интересна ещё и тем, что она представлена множеством разнообразных типов летающих машин: это истребители, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, постановщики помех, ретрансляторы, воздушные командные пункты, военно-транспортные, самолеты-заправщики, разнообразные по назначению вертолёты, и даже беспилотники размером с велосипед.
На других стеллажах – образцы бронетехники XX–XXI веков, более ста штук. В шкафу – военно-историческая литература, более 2000 изданий, включая периодику. Есть и представители космической техники: ракета Saturn V в масштабе 1:72, которая выводила американские космические корабли Аpollo по программе пилотируемых полётов на Луну.
Отдельное место в комнате занимают модели паровозов и подвижного состава, преимущественно американских железных дорог, их масштаб – 1 к 87. Оказалось, в детстве наш собеседник любил играть с подарком родителей – немецкой железной дорогой.
Как и многие коллекционеры, свою первую модель Сергей собрал в 4 года, вместе с папой. В восьмом классе судьба свела его с двумя интересными людьми с одинаковой фамилией Алексеев.
– Алексей Юрьевич Алексеев, преподаватель начальной военной подготовки в школе № 79, научился сам производить переводные картинки – декали, которые на модели имитируют технические надписи, опознавательные знаки, – вспоминает Сергей. – После покраски и нанесения декалей модель почти полностью передавала копируемый оригинал. Сергей Петрович Алексеев показал мне много интересного в технике доработки копий летательных аппаратов, так как сам занимался строительством планеров. Он говорил о том, что хорошо сделанная модель – динамическая скульптура. Нужно иметь художественный подход к модели, чтобы она действительно повторяла копируемые черты оригинала. Тогда результат будет вдохновлять оригинальностью, красотой, стремительностью.
В дальнейшем наш собеседник прошел тот путь, который в 30-х годах выражался одной фразой: от модели – к планеру, от планера – к самолету. В 2003 году Сергей увлекся парапланеризмом. В 2006 году получил свидетельство пилота-любителя и с тех пор управляет легким самолетом.
– А ваши близкие хобби разделяют?
– Слава богу, да! Супруга Ольга с пониманием относится, интересуется, даже иногда помогает собирать модели. Дети пока не тянутся. Но если у них возникнет интерес – буду только рад!
“Что дает человеку стендовый моделизм?” – спросили мы у коллекционеров. Наши собеседники уверены: хобби отлично развивает инженерные и исследовательские способности.
Чтобы создать модель, коллекционер перелопачивает горы литературы, изучает фотографии, чертежи.
– Мой наставник Сергей Петрович Алексеев говорил, что этот вид легкого помешательства на стендовом моделизме хоть и не дает большой пользы для поддержания здоровья, зато спасает от улицы, – говорит Сергей Нефёдов. – Очень хорошо расширяет исторический и технический кругозор, развивает мелкую моторику ,а также аналитическое и геометрическо-пространственное мышление.
Набор необходимых инструментов для сборки минимален: надфиль, нож и шлифовальная шкурка, а также клей, краски и кисточка. Полезной также окажется сложенная вчетверо газета для спасения поверхности стола от побочных эффектов работы с большим увлечением.
Интересуюсь: насколько дорогостоящее увлечение?
– Хобби доступно любому ребенку. Среднего качества модель стоит 3–5 тысяч тенге, хорошего – 8–15 тысяч тенге. Модель можно собирать долго, если есть желание сделать ее ближе к оригиналу. Придется поискать в Интернете чертежи, приобрести дополнительную литературу. При наличии информации нужно определиться – какую глубину проработки хочется достичь. Можно просто построить модель из коробки, покрасить кисточкой, наклеить декали. Это самый недорогой путь.
Второй уровень – доработать самостоятельно, сделать дополнительные детали. Окрашивается она эмалевыми или акриловыми красками с помощью аэрографа.
Третий уровень – более глубокая проработка. Включает покупку дополнительных наборов для данной модели – афтермаркетов. Детали изготовлены из металлов или полиэфирной смолы. Они заменяют недостаточно проработанные детали в базовом наборе. Используя специальные методы окраски, можно достигнуть эффекта старения, выцветания, имитации потертостей, сколов краски и даже боевых повреждений.
Высший пилотаж моделизма – изготовление диорам, то есть воспроизведение с помощью моделей различных событий из жизни техники. Сергей выполнил диораму дозаправки американского палубного истребителя F-4B “Фантом” от самолёта-заправщика EKA-3B “Скайуорриор” в воздухе – пилоты флота США являются рекордсменами по количеству дозаправок в воздухе.