Трагическая гибель известного казахстанского фигуриста Дениса ТЕНА, которого в самом центре Алматы средь бела дня приезжие воры-гастролеры ударили ножом, вызвала у граждан бурю негодования.
Высказать свою точку зрения о сложившейся ситуации мы попросили известного адвоката, члена городской Алматинской коллегии адвокатов, бывшего сотрудника правоохранительных органов Виктора СЕМИНА.
– Сам факт того, что в обеденное время совершается кража в центре крупнейшего города Казахстана – это полное безобразие. Дикое преступление! Оно явилось для меня громом среди ясного неба!
– Что является причиной подобных правонарушений?
– Я считаю разукомплектование автомобиля не правонарушением, а преступлением. Допустим, воры сняли с машины дорогостоящие зеркала. Ну какое же это мелкое хищение? Это самая настоящая кража! У нас профилактики правонарушений нет, не работает система… Почему министра Касымова и начальника ДВД Алматы Кудебаева нельзя отправлять в отставку после убийства Дениса Тена - мнение
– Можете назвать причины?
– Полицию оторвали от людей. Я говорю не о ситуации в Алматы, а о республике в целом. Это происходило постепенно. Сначала объединили патрульную и дорожную полицейские службы. Потом и участковых посадили на автомобили.
Теперь у нас практически нет пеших патрулей, полиция перестала ходить пешком. А что сотрудник может увидеть из движущейся, допустим, со скоростью 40 километров в час, патрульной машины?
Не говоря о том, что на многих улицах можно ехать только в одном направлении? Например, прошла патрульная машина и всё: у правонарушителя, считай, есть 20 минут свободного времени.
Даже, допустим, увидит полицейский, что совершается какое-то правонарушение. Пока он остановит автомобиль, пока припаркует его, пока дойдет – преступников след давно простынет…
– Предлагаете, образно говоря, вернуть всё на круги своя?
– Каждая служба должна заниматься своим делом: патрульная полиция – патрулировать, дорожная – выявлять нарушения ПДД и обеспечивать безопасность дорожного движения, криминальная – раскрывать убийства, кражи и другие преступления.
Я, например, всегда мечтал быть участковым. Он ведь министр внутренних дел на своем участке. Должен знать всех старших домов, дворников по фамилиям и в лицо. Взять, например, царскую полицию. Дворники были главными помощниками у околоточных и городовых. Они все время находятся на улице, все видят и почти всех знают. Кто, когда и в каком состоянии возвращается домой, кто мусорит, кто хулиганит… Словом, в курсе того, кто, где и чем дышит…
Сейчас участковые у нас с дворниками не работают. Некогда им, наверное…
– Почему?
– Возьмем КПП при райотделах. Там сегодня сидят лейтенанты, старшие лейтенанты и капитаны. И все они или участковые, или инспектора по делам несовершеннолетних.
Их отвлекают от исполнения прямых должностных обязанностей и привлекают для охраны дежурных частей.
Оперативный начальствующий и следственный состав также через день заступает на посуточные дежурства. Затем люди отдыхают всего сутки и, конечно, не могут за такой срок восстановиться. Следующие сутки они занимаются своими прямыми обязанностями, а потом вновь заступают на дежурство. Ну что это такое?! Бывший министр МВД Сулейменов знает, как искоренить коррупцию в казахстанской полиции
– Оба задержанных по подозрению в нападении на фигуриста не являются жителями Алматы. Может, есть смысл отслеживать внутреннюю миграцию?
– Согласно статистике, в Алматы более половины всех зарегистрированных правонарушений совершаются приезжими. Вопрос о том, чтобы иногородних правонарушителей, не прописанных в Алматы, отправлять по месту прописки, стоит давно. Вроде бы даже закон такой приняли – но работает ли он?
Такие вот воришки, которые погубили знаменитого фигуриста, ездят в Алматы, как на работу: воруют, грабят, убивают…
P.S. Бесспорно, сотрудники алматинской полиции смогли раскрыть это тяжкое преступление профессионально и очень быстро. Но вопрос, что делать, чтобы полностью оградить законопослушных граждан от подобных криминальных субъектов, – пока остается без ответа…
Алматы