Телибеков стал свидетелем происшествия криминального характера. Об этом подробнее читайте в нашем материале.
Обратившись в УВД Бостандыкского района с заявлением, глава СМК столкнулся с рядом нарушений в действиях полицейских.
Адвокат Мурата Телибекова - Галым Нурпеисов рассказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz о всех нарушениях, допущенных сотрудниками УВД Бостандыкского района и о дальнейшем развитии дела об избиении М. А.Телибекова.
- В данном событии, я считаю, Телибеков, являясь журналистом Федерации равноправных журналистов, а также автором и ведущим телевизионного проекта «Взгляд из-под чалмы» на телеканале «Алматы», выполнял свой профессиональный долг, - рассказывает г-н Нурпеисов. - Иными словами, он фиксировал событие, не вмешиваясь в ситуацию. Тем самым эти лица, когда начали препятствовать съемке, совершили противоправные действия не просто в отношении гражданина Республики Казахстан, а в отношении журналиста, что подпадает под статью 158, часть 2, УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия».
Соответственно, когда Мурат Телибеков обращается по данному вопросу в правоохранительные органы, а они не возбуждают уголовное дело – здесь, я считаю, бездействие по службе или укрытие от преступления, это все в рамках Уголовного кодекса.
Следующий пункт: когда полицейские говорят, что хотели возбудить административный протокол, административное дело, якобы нанесли ему легкий вред здоровью, я тоже с этим не согласен.
Потому что статья 158 предусматривает уже причинение вреда здоровью, здесь говорится: «с применением насилия». И когда сотрудники УВД Бостандыкского района говорят, что там имеется административное правонарушение и они ждут экспертизу, не составляя протокол. Само происшествие произошло 19 декабря 2017 года, уже середина января 2018 года. Согласно Административному кодексу, протокол составляется немедленно после выявления правонарушения. В этом конкретном случае не составляется протокол, идет затягивание, и правоохранительные органы ссылаются на ожидание заключения экспертизы.
На данный момент у М. А. Телибекоа выписка из больницы, где полностью описано его состояние, насколько я помню, там написано: «Легкий вред здоровью» - этого было бы достаточно.
Как профессиональный юрист и адвокат, я считаю: отказ в возбуждении и регистрации - это грубейшее нарушение прав журналистов. И как раз 19 января будем готовить жалобу на имя генерального прокурора именно в этом формате, что журналисты по таким фактам не защищены.
- Телибеков, находясь там, предоставил удостоверение прессы?
- Предоставлял, конечно. Мы вместе с ним на третий день пришли к начальнику УВД Бостандыкского района, я попросил, чтобы Мурат Телибеков предъявил свое удостоверение журналиста и все им обосновал, при этом я сослался на нормативные постановления Верховного суда, требования, на Уголовно-процессуальный кодекс, а также на Уголовный кодекс. К нашей беседе также подключился замначальника следствия Бостандыкского УВД по этому факту.
Нам ответили, что рассмотрят и примут решение по регистрации ЕРДР. Однако на сегодняшний день у нас до сих пор ничего нет. Нам отвечают из управления внутренней безопасности, что состава правонарушений от сотрудников правоохранительных органов нет, а также против Телибекова никаких насильственных действий не совершалось. Хотя это было в присутствии сотрудника полиции, кроме того, там был еще полицейский, кстати, Мурат Айтжанович знает его имя. Они молча наблюдали и не предприняли своих профессиональных действий согласно законодательству о правоохранительных органах, не предотвратили это насилие.
В момент, когда у Мурата Телибекова был изъят телефон с материалом, который был уничтожен в присутствии этих сотрудников. Факт бездействия сотрудников полиции налицо.