Абзал Мухитдинов: Гордо служить Ее величеству – Музыке!

Маленькие гении игры на фортепиано со всего мира покажут свое мастерство в лучшем театре страны. О событии рассказывает Абзал МУХИТДИНОВ, заместитель главного дирижера Государственного театра оперы и балета “Астана Опера” – советник директора по творческим вопросам, заслуженный деятель Республики Казахстан.

– На мой взгляд “Astana Piano Passion” – один из уникальнейших международных музыкальных форумов, который дает огромный толчок развитию искусства не только в Казахстане, но и во всем Центрально-Азиатском регионе. Профессио­нализм и любовь, с которой он организован, моментально отражаются на развитии многих составляющих и приносят свои плоды. В первую очередь это рост количества творческой молодежи нашей страны. 2019 год объявлен нашим Президентом Годом молодежи, и я считаю хорошей идеей сделать теперь концерт для участников “Astana Piano Passion” предыдущих лет. Именно для тех, кто не попал в число лауреатов. Потому что вышедшие в финал обычно получают бонус – возможность выступления с оркестром “Астана Опера”. Но хотелось бы дать шанс и конкурсантам, не получившим премии и Гран-при, выйти вместе с оркестром на сцену нашего театра. Возможно, организовать не один, а серию концертов или вовсе сделать абонемент.

Если говорить о влиянии этого конкурса, думаю, можно немного заглянуть в будущее. Для начала развивается туристический кластер. Наша столица становится центром притяжения культурных, назовем их так, туристов.

Люди специально приезжают к нам, они принимают участие в мероприятиях или смотрят их как зрители. Это касается в том числе и “Astana Piano Passion”.

Плюс это развитие регионов Казахстана. Огромный резонанс конкурса вынуждает администрацию областей уделять больше внимания развитию региональных музыкальных учреждений. В том числе филармоний, школ и колледжей. А это закупка новых инструментов, так как приобретенные в советский период уже давно пришли в негодность. Инфраструктура на местах развивается.

Афиши филармоний становятся богаче, на них появляется больше классической музыки. Оркестры выступают чаще, репертуар соответственно расширяется.

Естественно, происходит ротация. Молодые, будущие и нынешние, лауреаты гастролируют по Казахстану, переезжая из одной филармонии в другую. Тем самым они разукрашивают нашу культурную карту.

Кроме того, процветает институт фортепианных настройщиков. Благодаря этим специалистам поддерживается экологическая ситуация в залах. Влажность и температура – параметры, крайне важные и влияющие на состояние очень дорогостоящих инструментов, всегда в норме. В центральных залах рояли находятся под пристальным вниманием профессионалов. Инструменты постоянно в работе, и это немаловажно.

Рояль – не просто мебель, с которой вытирают пыль. Такие вещи очень важны.

Такой конкурс – большой плюс для композиторов, которые пишут фортепианную музыку. Это очередной стимул для создания новых ярких произведений. Пьесы казахстанских авторов включены в обязательную программу “Astana Piano Passion”. Как член Союза композиторов, я поддерживаю данное начинание.

Одно дело – писать “в стол”, совсем другое – сочинять музыку и знать, что она совсем скоро будет исполнена.

И, возможно, исполнена не один раз, если будет ротация на телевидении и радиостанциях, которые находятся в постоянном поиске казахстанской музыки и отечественных исполнителей. Этот факт будет источником вдохновения для них. Так же, как и для звукорежиссеров, которые будут записывать эту музыку. Это один из этапов: запись не только попсы, но и классической музыки. Работа с партитурой, клавиром – показатель их уровня. И это крайне важно, поскольку в таком случае мы, дирижеры, со звукорежиссерами разговариваем на одном языке.

Для нас, например, стало мастер-классом, когда в “Астана Опера” приезжал известный “Mezzo” (французский телеканал, посвященный классической музыке, джазу, музыкальному фольклору и балету. – Прим. авт.) и снимал мировую инаугурацию нашего театра. У нас за полгода до запланированных съемок французы попросили партитуры всех произведений, которые будут исполняться на концерте, причем в нескольких экземплярах. Для нас было большой неожиданностью, когда все эти материалы, без исключения, использовались в их работе.

– Арт-директор “Astana Piano Passion” – маэстро Денис МАЦУЕВ. Вы лично знакомы с виртуозом современности? Были ли у вас совместные выступления?

– Для меня знакомство с Денисом Мацуевым стало одним из ключевых моментов в жизни. Мне посчастливилось встретить единомышленника и человека, который смотрит на несколько шагов вперед и подает пример остальным. Это не только пропаганда фортепианной музыки, но и в принципе музыкального искусства нашего общего культурного пространства, ведь мы все родом из СССР – как правильно нужно себя вести, общаться, продвигать инициативы, формировать творческие союзы, как гордо служить Ее величеству музыке!

Ведь наше музыкальное образование остается одним из лучших, а точнее, самым лучшим в мире. Об этом нужно всегда помнить и с полной самоотдачей продвигать его положительные наработки.

Это то, что в нас заложено с детства, и то, что мы действительно умеем. Система обучения, которую сегодня пытаются разрушить некоторые недальновидные чиновники, на самом деле доказала свою оптимальность. Многие зарубежные музыкальные школы пытаются внедрить ее у себя. Семь, десять, одиннадцать, двенадцать лет музыкальной школы – это было правильно. Когда музыкант становится не просто крепким, а вырастает профессионалом во всех смыслах этого слова. Денис Мацуев: Готовим бомбу

Если говорить прямо, “Astana Piano Passion” показывает результат советской фортепианной школы. И встреча с Денисом Мацуевым укрепила меня в понимании этого. Безус­ловно, что-то где-то нужно брать из западной культуры, но важно и самим предлагать, продвигать и показывать, что мы можем делать сами очень крутые вещи.

Более того, мне нравится тот PR, которым мастерски владеет Денис. Я наблюдаю за ним в социальных сетях, где он занимается не самопиаром, а использует все каналы, чтобы достучаться до обычного человека.

Люди разные. Одни ходят в концертные залы, другие сутками сидят в Интернете. И те, кто постоянно проводит время во Всемирной паутине, естественным путем получают информацию. Эта миссия на самом деле очень глубокая по своей значимости. Денис умеет донести до общества: ребята, посмотрите, вот оно – настоящее, не виртуальное. И это пример для многих. Тот, кто занимается фортепиано серьезно, тот, кто интересуется музыкой как слушатель и зритель, никогда не пойдет грабить и убивать. Это огромная польза для экономики. Не надо содержать тюрьмы, расширять штат полицейских, а результаты придут незаметно, но вполне ощутимо.

– Абзал Мирасбекович, что вы запомнили из выступлений с Денисом Мацуевым?

– Мне посчастливилось неоднократно выступать с ним на сцене. И у нас здесь, в Астане, и в Париже. Каждое выступление остается глубоко в памяти. Но один из курьезных случаев у меня всегда перед глазами. Мы приехали в Париж с гастролей из Канады, репетировали с оркестром, и за несколько часов до начала подъехал Денис Леонидович.

Нужно было отрепетировать, опробовать акустику и успеть отдохнуть перед концертом. Конечно, времени было, как обычно, впритык. К тому же еще много интервью, в театре “Opéra de la Bastille”, сами понимаете, большое напряжение.

Всё делалось в самый последний момент. И рабочие сцены забыли зафиксировать одно колесико рояля…

Мы знаем, каким мощным звуком владеет Денис. Это реальное фортисcимо, вплоть до того, как показывает практика, что рвутся струны. В какой-то момент, дирижируя фортепианным концертом, я заметил, как что-то начало двигаться. Сначала я подумал, что мой подиум поехал. А оказалось, что из-за незакрепленной ножки поехал рояль. И тогда Денис своими коленями приподнял инструмент, застопорив его. Таким образом заставил рояль стоять на месте. Он доиграл 2-й фортепианный концерт до конца. Это было курьезно, с одной стороны, с другой – показало человеческую волю и артистизм, а с третьей – физические данные артиста.

Удержать такую махину не каждому под силу, но это Денис. Словом, Мацуев – глыба во всех смыслах этого слова.

– Что вы пожелали бы фестивалю-конкурсу “Astana Piano Passion”?

– Я пожелал бы всем организаторам и участникам конкурса, в том числе и зрителям, чтобы их мечты были всегда запредельными. Если ставить перед собой большие цели, они всегда исполняются. Думаю, что сам проект “Astana Piano Passion” когда-то был чьей-то несбыточной мечтой, которая стала явью. И хотелось бы, чтобы планка поднималась всё выше и выше. Весь мир должен узнать о конкурсе, который проводится в Казахстане.

В самом начале в музыкальном форуме участвовали пианисты из 23 стран. Ежегодно география уверенно расширяется, и пусть о нем будет осведомлен весь земной шар.

Наверное, это самая его главная миссия – дать возможность юным представителям фортепианного искусства показать миру себя и свои чувства и сказать о том, как они любят музыку.

Татьяна ТЕРЮКАЛОВА, НУР‑СУЛТАН